Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

НЕФЁДОВ В.В. (Москва) СЕПГ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ГДР

Введение: Коммунистические партии всегда рассматривали философию как важное орудие в борьбе за умы людей, за воспитание их в духе марксистско-ленинской идеологии. Они исходили из известного тезиса о том, что в каждой культуре есть две культуры – «буржуазная» и «пролетарская», следовательно, есть различия и в философии.

В Германии ситуация осложнялась тем, что помимо «классической буржуазной культуры» в годы господства нацизма (1933–45),  когда в стране сложилась и особая разновидность философии – нацистская философия. Следовательно, после окончания второй мировой войны КПГ, а с 1946 года – СЕПГ должны были решать двойную задачу – искоренения нацистской философии и преодоления влияния «классической буржуазной философии». Было ясно, что вторая задача кратно сложнее, и решить её будет чрезвычайно трудно. Свыше пяти тысяч учёных были изгнаны из страны или отправлены в концлагеря.

В ГДР политика государства в области  философии определялась высшим руководством Социалистической единой партии Германии, поэтому истоки успехов и неудач Восточной Германии в развитии философии следует искать в политике СЕПГ. В Восточной Германии за короткое время был совершён переход от нацистской по духу и содержанию философии к философии, пропагандировавшей идеи социализма и коммунизма, как «лучшего будущего всего человечества», в их советском и ульбрихтовском понимании. Между этими антиподами должен был бы лежать период общедемократического развития философии, отражающий духовную жизнь всех социальных слоёв и политических сил общества, но его в Восточной Германии не было. Это – уникальный случай для Западной Европы, так как речь идёт о части одной из ведущих континентальных держав. Этот опыт быстрой «перестройки» содержания философии можно рассматривать как универсальный; его можно применять и сегодня при смене правящих режимов.

Культура и философия в ГДР складывались постепенно из трёх потоков:

  • из творчества возвратившихся в республику эмигрантов – учёных-философов;
  • из творчества тех, кто, не теряя человеческого достоинства, сумел пережить годы нацизма (как правило, не имея ни права, ни возможности проявлять себя);
  • из творчества молодых учёных-философов, пришедших в науку после 1945 года.

Материалы и методы: При создании данной работы автор использовал открытые источники: книги, журналы и газеты по развитию философии в ГДР. Методология исследования представлена комплексным подходом, а также методами логического обобщения и сравнения. В общей атмосфере жёсткого социально-психологического давления, характерной для правившего в Восточной Германии режима СЕПГ, требовалась активизация философской мысли.

Обзор литературы: Интересны задачи, которые выдвигались СЕПГ на первый план в деле развития философской науки в республике:

1) развитие философии, основанной на марксизме-ленинизме;

2) воспитание новых учёных-философов;

3) бережный подход к тем философским ценностям, которые были созданы предыдущими поколениями.

Автор впервые выдвигает точку зрения, что в «добиттерфельдский» период упор делался на распространение идеологии СЕПГ среди граждан ГДР через марксистско-ленинскую философию путём насаждения сверху. В «биттерфельдский» период была предпринята попытка  развивать «философию социализма» с привлечением рабочих и крестьян. В «постбиттерфельдский» период акцент был перенесён с «классовых аспектов» на научные достоинства научных произведений. Эти тезисы – в самой сжатой форме – стали основной концепцией данной статьи.

Неоднозначна и двойственна роль публикаций в главном печатном органе ЦК СЕПГ «Neues Deutschland» и главном теоретическом журнале ЦК СЕПГ «Einheit», но в каждом случае она значительна, так как отражала реакцию партийного руководства на все основные явления философской науки.

Преимущество западногерманского «открытого общества» над восточногерманским «закрытым обществом» проявлялось постепенно, охватывая различные стороны общественной жизни. Западная Германия в 1950-е, а особенно в 1960-е годы являла собой образец гораздо более глубоких общественных изменений, чем Восточная Германия, которая прибегла к защите с помощью Берлинской стены. ФРГ стала одной из наиболее развитых стран, вступив в постиндустриальную эпоху. Напротив, отягощённая авторитарным режимом, ГДР не смогла выйти за рамки индустриального развития.

Процесс развития философской науки в ГДР был тесно связан с развитием экономики, политики и международных условий существования республики, в первую очередь, с многочисленными контактами с СССР. Этот процесс преобразований в ГДР под руководством СЕПГ имел свои национальные черты и особенности. Осуществление преобразований облегчалось грамотностью населения; наличием материальной базы культуры и кадров интеллигенции; существованием культурного наследия; возможностью использования опыта «старшего брата» –Советского Союза – и его помощи в научном развитии; официальной поддержкой политики СЕПГ в области философии всеми партиями Национального фронта республики.

В то же время имелись существенные факторы, затруднявшие преобразования в философской сфере – это, прежде всего, влияние западной культуры, распад гуманистической культуры в период господства нацизма; почти полное отсутствие идеологических предпосылок для социалистической культуры, что в значительной мере затрудняло и использование интеллигентов старой школы для «революционно-демократической» культуры.

Результаты исследования: Основу философских. исследований в ГДР составляли марксистско-ленинская теория и практика развития современного социалистического общества. Важное значение в советский период имели работы по вопросам идеологии В. Пика, В. Ульбрихта, Э. Хонеккера, К. Ха-гера и других руководителей правящей партии. Марксистско-ленинская философия в ГДР развивалась в тесном контакте с философской наукой в СССР. Особое внимание философы ГДР уделяли теоретическим проблемам материалистической диалектики, движущим силам социалистического общества, формированию социалистического сознания, научно-технической революции (В. Эйххорн и В. Эйххорн, Г. Зёдер, Г. Хайден, Э. Хан, В. Мюллер и другие). Значительное место занимали работы по современным проблемам теории и методологии науки (логическому анализу теории понятий и прогнозированию, философскому анализу достижений физики, биологии и кибернетики и т. д. – этими темами занимались Г. Клаус, X. Корш, Д. Виттих, А. Козинг, Г. Крёбер, Э. Альбрехт, X. Хёрц, Г. Лей и другие).

Философы ГДР занимались также разработкой философского наследия (Р. Гропп, В. Краус, М. Бур, Г. Штилер, Г. Менде и другие) и изучением возникновения и истории марксистско-ленинской философии (О. Корню, М. Клайн, Г. Менде и другие). Большое число работ подвергало критике буржуазную философию и ревизионизм (Д. Бергнер, М. Бур, Г. Менде, В. Йопке, Г. Хайден, А. Козинг и другие).

В 1964 г. в Восточной Германии увидел свет «Философский словарь» – обстоятельно-обобщающий труд, выпущенный М. Буром и Г. Клаусом. В социологических исследованиях, проводившихся в ГДР, ведущее место занимали проблемы трудовой мотивации, технического прогресса, а также общие вопросы социологической теории.

В республике бБыли проведены философские конгрессы по следующим проблемам: «Марксистско-ленинская философия и научно-техническая революция» (1965 г.), «Философское учение Маркса и его современное значение» (1968 г.), «Ленин и марксистская философия нашего времени» (1970 г.) и другие.

Философские исследования концентрировались в Центральном институте философии Германской академии наук в столице ГДР (имелось и отделение социологии), в Институте общественных наук при ЦК СЕПГ, на факультетах философии в университетах в Берлине, Лейпциге, Йене и Галле. Координировал их действия Совет философских исследований при Институте общественных наук при ЦК СЕПГ. Органом философских исследований и дискуссий был журнал «Deutsche Zeitschrift für Philosophie» (с 1953 г.). Велика роль теоретического органа ЦК СЕПГ – журнала «Einheit» (выходил с 1946 г.).

В центре внимания философов ГДР находилась классовая борьба и творческая роль масс в истории немецкого народа, в особенности борьба рабочего класса и его партии коммунистов. Важнейшее значение для развития философской науки имели решения ЦК СЕПГ от 1951 г. и политбюро ЦК СЕПГ от 1955 г., предусматривавшие ряд мероприятий по развитию научных исследований, систематической подготовке и воспитанию марксистско-ленинских научных кадров, по улучшению преподавания философии и истории.

Вместе с утверждением марксистской методологии менялись и методы исследовательского труда философов. Существенное место заняли в нём крупные коллективные труды. Наиболее значительным из них явилась «История германского рабочего движения» в 8 томах, написанная коллективом учёных под редакцией комиссии ЦК СЕПГ во главе с В. Ульбрихтом. Большой вклад в создание этого труда внесли X. Бартель, Э. Диль, Д. Фрикке, В. Хорн, А. Шрайнер, X. Вольф, С. Дёрнберг и другие.

О росте философской науки свидетельствуют также труды, вошедшие в многотомный «Учебник германской истории», над созданием которого работали Л. Штерн, Э. Энгельберг, К. Оберман, Г. Шильферт, Э. Патерна, В. Руге и другие. На этой основе была издана трёхтомная «Германская история» под редакцией И. Штрайзанда (1965-68 гг.).

Учёные ГДР вели исследования по всем периодам германской философии. В их трудах «разоблачался» германский милитаризм, вскрывались силы, породившие его. В числе работ по этой тематике представляют интерес трёхтомный труд по истории Германии в годы 1-й мировой войны под редакцией Ф. Клайна (196869 гг.), двухтомник «Буржуазные партии Германии. 18701945» под редакцией Д. Фрикке (196870 гг.) и другие. Эти исследования противостояли «фальсифицированным» изданиям, выходившим в ФРГ и других странах Запада. Борьбу с западногерманской буржуазной и реформистской философией философы ГДР рассматривали как одну из самых насущных задач. Она велась как в общих работах, так и в специальных исследованиях (В. Бертольд, «Голодать и повиноваться», 1964 г.; Г. Лоцек, X. Зюрбе, «Историография против истории», 1964 г.; коллективный труд «Непреодолённое прошлое», 1970 г., изданный под редакцией В. Бертольда, Г. Лоцека, Г. Майера, В. Шмидта и других). Ожесточённая идеологическая борьба велась в области изучения философии германского фашизма и милитаризма, это особенно относилось к периоду Второй мировой войны.

Исключительно плодотворным сотрудничество учёных ГДР и СССР проявилось в ряде изданий, основанных на материалах совместных сессий Комиссии учёных ГДР и СССР, созданной в 1957 г. («Проблемы истории второй мировой войны», 1959 г.; «Германский империализм и вторая мировая война», в 5 томах, 1960-62 гг.; сокращённый русский перевод называется «Германский империализм и вторая мировая война», 1961 г., и другие). Серия исследований (С. Дёрнберга, Г. Хайцера, Г. Бензера, В. Хорна, К. Райсига и других) была посвящена «антифашистско-демократическим» преобразованиям и социалистической революции в ГДР, проблемам социалистического строительства под руководством СЕПГ. В ряде работ были показаны возрождение империализма, милитаризма и реакции в ФРГ, агрессивная и реваншистская политика правящих кругов ФРГ. Учёные ГДР (X. Бартель, Р. Длубек, Г. Гемков, X. Фёрдер, В. Шмидт, Г. Беккер и другие) в тесном сотрудничестве с советскими коллегами много сделали для изучения жизни и деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Под руководством Г. Гемкова были созданы научные биографии К. Маркса (1967 г.) и Ф. Энгельса (1970 г.).

Исследования античности, помимо политической истории, охватывали и проблемы экономического, социального и идейного развития, вопросы, связанные с ролью народных масс (В. Хартке, И. Герман, Л. Вельскопф и других). В работах Л. Штерна, Э. Мюллер-Мертенса, М. Штайнмеца, Г. И. Бартмуса и других были поставлены коренные методологические проблемы феодальной формации, становления государственности в Германии и другие. Главное внимание специалистов было уделено событиям Реформации и Крестьянской войны в Германии.

Исследовалась философия славянских народов, их связи с Германией, в особенности связи немецких учёных с коллегами из России. Важные исследования в области германо-советских отношений в 1917-45 гг. провели А. Андерле, Г. Розенфельд, В. Руге, Л. и 3. Томас и другие. Со временем всё большее место стали занимать исследования о развитии отношений между КПСС и СЕПГ, всестороннего сотрудничества между ГДР и СССР, ГДР и всеми странами социалистического содружества.

Учёные ГДР интенсивно изучали философию и историю колониализма (в первую очередь германского), историю освободительной борьбы угнетённых народов Азии, Африки и Латинской Америки, их современное развитие (работы В. Маркова, М. Косока, Г. Штекера и других); ряд работ был  посвящён философии арабских народов в 19-20 веках.

Одна из существенных особенностей развития философии в ГДР заключалась в том, что оно происходило в условиях существования двух Германий.

В 1950-е годы основные направления политики ФРГ в отношении философской науки ГДР проявлялись в попытках изоляции этой науки, как от самих западных немцев, так и на международной арене.

Вместе с тем, в этот период наблюдались попытки распространения влияния западной философии в ГДР, пропаганды идей о свободе в области науки на Западе вместе со стремлением к своему пониманию норм просоветской политики СЕПГ, идентификации социалистической и нацистской политики в области культуры. В середине 1950-х годов было замечено стремление проникнуть в философскую сферу ГДР, чтобы иметь возможность влиять на неё изнутри.

В 1960-е годы появилась новая ориентация в идеологии ФРГ по отношению к ГДР. К этому времени уже трудно стало замалчивать успехи республики в области философской науки. Граждане Западной Германии получили возможность знакомиться, хотя и не в полной мере, с научными достижениями ГДР. Но при этом идеологи ФРГ по-прежнему полагали, что истинные достижения немецкой культуры присутствуют лишь в Западной Германии. В этот период ФРГ по-прежнему стремилась к «праву единоличного представительства» в области культуры, препятствовала в духе своей официальной идеологии выходу культуры ГДР на международную арену.

В то же время, всячески превозносились философские произведения, в которых выражались настроения, присущие западной идеологии. Эта «вторая литература» получила знак равенства с подобной литературой ФРГ, так как в ней содержались черты «одной неделимой немецкой науки».

В 1970-е годы, после заключения в 1972 г. договора об основах отношений между ГДР и ФРГ, в Западной Германии появилась теория «о единстве нации через культуру» и о так называемых «межгерманских отношениях». В этот период идеологи СЕПГ полагали, что мирное сосуществование, нормализация отношений между ФРГ и ГДР вовсе не приводит к «единству нации». К этому периоду в Восточной Германии власть и философская наука развивались «по образу и подобию» СССР.

В 1980-е годы идеологи СЕПГ и учёные-философы продолжили развивать прежние идеологические установки 1970-х годов о том, что в ФРГ, где существуют «антагонистические классовые противоположности», нет и не может быть единой культуры внутри страны, так как там существует антагонизм между  господствующей официальной культурой и элементами «развивающейся демократической и социалистической культуры». Тем более, и речи быть не может о «единой науке» в ГДР и ФРГ – двух государствах с различным общественным строем.

Главной функцией философии СЕПГ считала её идеологическую составляющую – обеспечение поддержки массами курса на строительство социализма и коммунизма после мая 1945 года. В период преобразований в Восточной Германии в области философии были решены следующие задачи:

1) преодоление в сознании людей нацистской идеологии;

2) коренная реформа народного образования;

3) уничтожение привилегий в области культуры;

4) централизация и расширение сети культурных учреждений;

5) ориентация деятелей культуры на союз с людьми труда;

6) перевоспитание старой интеллигенции и начало формирования интеллигенции, ориентированной на социализм;

7) создание возможностей для всестороннего развития литературы и издательского дела, кино и театра, радио и музыки, прикладного и изобразительного искусства, культурно-массовой работы и народного творчества.

Формирование и развитие философской науки в Восточной Германии имело свои особенности:

  1. Культурная политика руководства СЕПГ начинала складываться в условиях созданной на руинах высокоиндустриальной и в то же время имевшей пережитки нацистского прошлого страны.
  2. Осуществление культурных преобразований в ГДР облегчалось грамотностью населения и наличием кадров интеллигенции. Но, с другой стороны, это и осложняло задачу, так как при нацистском господстве интеллигенция в основной своей массе идеологически была нацелена против людей труда. Церковь, школы, СМИ, театры оказывали при Гитлере большое влияние на идеологическое воспитание немецкого народа.
  3. Нацизм нанёс значительный ущерб немецкой культуре, отравил сознание людей, поэтому созидание новой культуры начиналось с борьбы против основ нацистской идеологии, за возрождение немецкой гуманистической культуры и собирание культурных сил на службу «социалистическому строительству» и СССР.
  4. Приступая к формированию собственной философской концепции, руководство СЕПГ имело возможность использовать опыт философской науки в СССР.
  5. Одной из особенностей культурных преобразований ГДР было то, что они происходили в условиях параллельного существования ГДР и ФРГ – государств с разными государственными идеологиями. В условиях противостояния с идеологическим влиянием Запада, с несогласными гражданами самой ГДР в республике повсеместно внедрялось марксистско-ленинское мировоззрение для всех её жителей.

Попытки идеологов Западной Германии пропагандировать идею о «немецкой нации, единой в культурном отношении», оставить культурную составляющую в виде «крыши» над двумя германскими государствами, входившими в зоны влияния СССР и США, вызывали немедленную реакцию со стороны ГДР. С установлением «рабоче-крестьянской власти» и «строительством социалистического общества» в ГДР проповедовали тезис о «социалистической немецкой нации».

  1. Развитие философских процессов в ГДР происходило в условиях формального наличия многопартийной системы и плюрализма мнений. Политика руководства СЕПГ в области философии обычно находила полную поддержку у всех системных партий и других организаций республики, объединённых в Национальном фронте ГДР.
  2. После отставки Хонеккера руководство СЕПГ, а затем и ПДС в 1989–1990 гг. развитию философии в ГДР практически не уделяли прежнего внимания.

Обсуждение и заключения: Таким образом, анализ истории развития культуры ГДР показывает, что в 1940–50-е годы руководящую роль в процессе формирования культурного пространства республики ЦК СЕПГ выполнял хоть и единолично, но с оглядкой на  руководство ЦК КПСС и Советского Союза. СЕПГ, направлявшая процесс развития философии в соответствии с догматическим пониманием учения марксизма-ленинизма, специально не выделяла культурную политику, а считала её составной частью своей политической деятельности.

Руководствуясь положениями марксистско-ленинской теории о главенствующей роли правящей партии в области культуры, руководство СЕПГ определяло цели научной жизни и намечало перспективы их развития на своих съездах. Оно осуществляло организационную работу для решения поставленных задач, обеспечивало подбор и расстановку кадров, активно вмешивалось в деятельность других системных партий, разрешённых в ГДР, создавало учреждения культуры, идеологические и материальные условия для её развития. Принцип единства теории и практики в подготовке кадров был подтверждён в Программе СЕПГ.

Преобразования в просоветском духе требовали от граждан ГДР постоянного повышения их общеобразовательного и культурного уровня для активного участия в новой жизни после победы над нацизмом. Это вызвало необходимость совершенствования среднего и высшего образования, совершенствования преподавания, роста идейно-теоретического и научно-методического уровня педагогических кадров, активизации художественной самодеятельности, и нашло своё отражение во второй реформе высшей школы, законе о среднем образовании, появлении «сельских академий», сельских клубов,  развёртывании культурной работы на предприятиях, сельскохозяйственных производственных кооперативах и по месту жительства. Граждане ГДР стали не только объектом, но и субъектом культуры – одним из проявлений массового участия граждан республики в вопросах культуры стали установки «биттерфельдского пути» в науке и литературе.

В продолжение этих процессов в 1960–70-е годы главное внимание руководства СЕПГ было обращено:

на культуру труда, разумную организацию свободного времени, культуру отношений между людьми, культурно-эстетическое образование и воспитание граждан республики, подъём культурного уровня жителей сельской местности, усиление роли литературы и искусства в жизни общества, на охрану окружающей среды, повышение ответственности партийных органов за развитие культуры. Продолжалось, но уже с меньшим успехом, движение культуры по «биттерфельдскому пути».

В философской науке в Восточной Германии нашла своё достойное место немецкая культура прошлого. Сохранение гуманистического наследия  национальной и мировой культуры включало в себя борьбу за приумножение всего позитивного, что было сделано ранее в культуре ГДР.

В 1970–80-е годы, когда ГДР получила международно-дипломатическое признание, а давление извне, прежде всего, со стороны Западной Германии, при канцлере В. Брандте приняло более мягкие формы, а во главе СЕПГ и республики встал Э. Хонеккер, появилось чувство гордости у граждан за свою республику и понятие «восточногерманский патриотизм». ГДР смогла добиться многих успехов. После ухода Брандта с поста канцлера ФРГ, особенно после возвращения в Бонне к власти в ФРГ ХДС–ХСС во главе с Г. Колем, нажим и натиск на ГДР усилился. Внутри страны основные положения «биттерфельдского пути» были закреплены в Конституции республики.

В 1980-е годы руководство СЕПГ, обращая внимание на расширение культурных связей с СССР и странами социалистического сообщества, так же охотно шло и на контакты с ФРГ. В то же время ЦК СЕПГ не всегда держал руку на пульсе времени, вследствие чего у граждан ГДР появилось понятие «внутренней эмиграции»: будучи у себя дома, они охотно смотрели и слушали телевидение и радио Западной Германии.

Руководство СЕПГ выступало против попыток западных идеологов считать ФРГ единственной наследницей немецкого культурного наследия, против теорий отрицания культуры прошлого как «эксплуататорской». Бережное отношение к традициям исходило из общего понимания проблем к усвоению культурного наследия.

Большое внимание в ГДР уделялось выявлению действительного соотношения традиций и современности. В 1970–80-е годы осуществление духовного единства наследия и традиций с современными культурными процессами во время правления Э. Хонеккера оставалось основой развития философии в ГДР. До середины 1970-х годов «социалистическая культура» ГДР относительно удачно выполняла свою идеологическую функцию – обеспечивала поддержку мировоззрения и политики СЕПГ значительной частью населения.  Но со второй половины 1970-х годов успешность выполнения этой функции всё больше сокращалась.

Руководство СЕПГ, держа под контролем политику в области официальной культуры, на каждом этапе развития страны исходило из «общих закономерностей социалистического строительства» и особенностей их проявления в ГДР, конкретных условий внутреннего и внешнего положения республики, расстановки сил на международной арене. Формирование философской науки в ГДР на различных этапах её существования на протяжении 40 лет происходило в тесной связи с решением социальных, экономических и международных проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Боровиков А.И.. Начала марксизма-ленинизма. Москва, 2011. URL: http://www.politpros.com (дата обращения 08.01.2018).
  2. Герц Г. Марксистская философия и естествознание. М., Прогресс, 1982. – 448 с.
  3. Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм. Издательство «Мысль». Москва. 1968. URL: http://bse.uaio.ru/73/mlfil.htm (дата обращения 08.01.2018).
  4. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. – М., Флинта: Наука, 2001. 185 с.

Комментарии по вопросу "НЕФЁДОВ В.В. (Москва) СЕПГ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В ГДР"

  • Оставьте первый комментарий по данному вопросу

Добавить комментарий