Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Пармёнов А. А. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Необходимость воспитания политически грамотной, социально активной личности определяется особенностями переживаемого нашей страной периода: изменения политической структуры нашего общества, происходящие в нем социально-экономические преобразования, смена ценностных ориентаций личности и др. Отсутствие у большой части населения демократической культуры, ориентации на общечеловеческие ценности, наличие социальных и национальных конфликтов, вовлекает многих людей (особенно молодежь) в националистическую, экстремистскую сферу деятельности. Предохранить общество от идеологического фанатизма во многом  способно политическое образование, высокий уровень политической культуры граждан.

Политика – это отношения между партиями, социальными группами, стремление завоевать или удержать власть, достичь определенной цели в экономической, социальной сферах, в международных отношениях. Понимание цели этих отношений, их правильная оценка позволяет человеку  стать активным субъектом политической деятельности в качестве избирателя, депутата, партийного функционера и т.д.

Однако именно умение понять интересы тех или иных политических представителей, социальных групп, партий бывает достаточно  трудно, поскольку цели их деятельности часто носят скрытный характер.  Например, кандидат в депутаты стремится получить  депутатский мандат для решения своих собственных экономических интересов. Но в его публичных выступлениях перед избирателями об этом, конечно, не будет говориться. Поэтому каждому человеку, чтобы не быть орудием чужих целей, важно научиться разбираться, что на самом деле находится за декларациями, утверждениями, заявлениями конкретного чиновника, депутата.

Политическая культура – усвоение личностью знания существа политики, природы политической власти, а также личное участие в политических компаниях, в функционировании политических институтов. Особенность политической культуры состоит в том, что она составляет не саму политику, а осознание и оценку политических процессов, их объяснение. Человек не рождается политически ориентированным, и политическая культура не есть врождённое свойство человека. Важнейшим фактором формирования политической культуры человека является процесс его политической социализации, который начинается в семье, школе и продолжается в вузе, трудовом коллективе и т.д. Этот процесс продолжается всю жизнь. Он очень противоречивый и не проходит прямолинейно, так как подвержен влиянию множества факторов – социальных, психологических, материальных и т.п. Конкретные условия жизнедеятельности, условия труда, общения непосредственно влияют на развитие политической культуры, политического сознания  личности.

Общественное положение индивида в обществе становится основой, которая определяет политические устремления личности, что, в свою очередь, впоследствии может придавать им конкретную предметную форму, реализуемую в практической деятельности. Условия жизнедеятельности личности – это ведущий, как бы целостный фактор, предопределяющий политический выбор и деятельность. Однако при этом нельзя исключать, что, например, такие факторы, как условия труда, уровень образования, формы общения в конкретной малой группе, могут оказать на индивида основное воздействие в выборе им политической ориентации, политической сферы деятельности.

Именно в процессе общения в малой группе политические знания, нормы, ценности приобретают устойчивый характер, закрепляясь в виде интереса. Интересы представляют собой особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, общественных движений, которые выступают в качестве их носителей. Интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения, в них постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, человека с обществом, одной социальной группы с другой, принимаются одни ценности и отвергаются другие. В них прямо отражается социальное положение человека, что и определяет их роль среди важнейших побудительных стимулов политической деятельности субъекта.

Интерес – это особое отношение человека к чему-либо, желание понять суть тех или иных явлений, процессов и их воздействие на него. Осознание сущности определённых экономических, политических событий и степени их влияния на его жизненные интересы, определяет содержание и направленность его деятельности. Интерес предопределяет социально-значимые акции: митинги, демонстрации, забастовки и т.д., что в нашей стране в 90-е годы прошлого века имело широкий характер. В интересах заключен момент отрицания, неприятия условий жизни, препятствующих, по мнению субъекта, его полноценному развитию. Наряду с этим интерес, являясь важнейшим компонентом учебы, трудовой деятельности, выступает условием познания действительности личностью и формирования эмоционального отклика на эту действительность. При этом эмоциональные аспекты интересов субъекта находят особенно яркое проявление в информационной сфере.

СМИ – один из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях в стране, в мире, в экономической или политической сферах и т.д. С помощью СМИ в сознании личности, массовом сознании формируется, распространяется и сохраняется определенное понимание происходящих политических событий. Восприятие и интерпретация важнейших событий, происходящих в стране и в мире, представленная СМИ, зачастую принимается большой частью людей без серьезного обдумывания, осмысления и прочно откладывается в их сознании.

Эти обстоятельства приобретают особенно важное значение в условиях глобального проникновения средств массовой информации в политическую сферу. Фактически СМИ выступают активным субъектом политической жизни, имея возможность прямо обратиться к населению, минуя такие социальные институты, как семья, школа, политические партии, общественные движения и т.д. Человек всё больше становится простым потребителем информации, не пытаясь зачастую достаточно полно вникнуть в её содержание, смысл. Это больше касается конформистской части населения, которая часто безоговорочно принимает пропагандируемые нормы, ценности. С целью решения многих экономических, политических и иных проблем, правительство, региональное руководство, апеллируя через СМИ к чувственным, эмоциональным струнам внутреннего мира человека, получают поддержку значительных слоев населения.

Наряду с конформистской частью населения имеется и большая часть людей, критически реагирующей на деятельность СМИ. Они считают средства массовой информации лишь пропагандистским органом защиты интересов узкого слоя лиц, имеющих политическую и экономическую власть. Есть также немалая часть людей, у которой, можно сказать, выработалось нейтральное отношение к СМИ. Эти люди склонны рассматривать негативные явления в стране не как отклонения от норм общества, а как его неотъемлемую часть. Поэтому психологически, подсознательно они не «присоединяют» общественные проблемы к средствам массовой информации.

Многообразное, дифференцированное отношение людей к СМИ свидетельство того, что политические события, исторические факты, социальные вопросы, освещаемые в печати, на телевидении не отражают интересы большой части людей, недостаточно полно и доступно объясняют и раскрывают социально-политические, экономические процессы в стране и за рубежом, наблюдается конъюнктурный подход отдельных авторов в трактовке различных событий. Это негативно сказывается на формировании политической культуры людей, особенно молодёжи.

Эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт, делает. Естественно, что политика, политические события – особый источник личностных переживания, эмоций. Отношение личности к политическим вождям, событиям не может не пролегать, проходить через внутренний, чувственный мир человека. При этом эмоциональное состояние личности  (удовлетворенность, апатия, радость и т.д.) зависит от её восприятия реального хода событий и её собственной оценки этих событий. Постепенно начинают складываться личные симпатии и антипатии, привязанность и отчужденность. Зачастую лишь эмоции, становясь единственным инструментом установления ценности явлений, событий и, отодвигая на второй план объективную, истинную сторону этих событий, могут быть причиной неадекватной оценки реалий социальной жизни и проявляться в практике политической деятельности личности, масс.

Поэтому все СМИ (радио, печать, телевидение), исходя из специфики и характера своей деятельности, должны учитывать психические свойства, состояния личности, принимающей информацию. Информация – это система сообщений и команд, снимающая неопределённость состояния их принимающего. Проще сказать, информация – это то, что снимает неопределённость. Одно из свойств человеческой психики – это ожидание. И в средствах массовой информации человек ждёт «правильные» ответы на многие политические, экономические вопросы. Это влияет на его состояние. Полученный ответ снимает неопределённость.

Неопределённость – это такое состояние, когда ожидается несколько вероятных исходов и неизвестно, какой из них наступит. Применительно к психике сигналами, снимающими неопределённость, являются воздействия на человека, на его нервную систему внешней и внутренней среды. Если ожидания человека, его внутренние устремления, его собственное понимание определенных событий «подтверждается» со стороны внешними факторами, то это, можно считать, один из моментов снятия неопределённости. Например, большой, постоянный интерес человека к какой-либо политической телепередаче – это первая ступень преодоления неопределённости, а если зритель получает полный ответ (по его мнению), то, можно сказать, цель достигнута. Считается, что количество информации тем больше, чем большую неопределённость оно устраняет. Увеличение объема информации ведёт к повышению активности поведения, чем больше информации, тем активнее и разумнее может поступать человек. При этом имеется ввиду не только сообщения извне, со стороны, но и их восприятие, осмысление, запоминание субъектом, а затем и его действия, основанные на этих сообщениях. Однако следует учитывать, что, если количество информации значительно превосходит пропускную способность канала, то передача не будет полностью восприниматься; перегрузка сообщениями  органов восприятия замедлит их прием. Феноменом, полярной информации, является «шум», не снимающий неопределённости. Например, повторение старого материала,  ничего не вносящего нового. Или излишняя детализация какой-либо стороны политического события, одностороннее освещение тех или иных исторических фактов, происшествий.

Важнее учитывать и такой психологический аспект, как принцип дополнительности: чем меньше информации, чем она менее конкретна, тем больше  допускается простор для творческой фантазии, воображения. Если уровень политической культуры у человека достаточно высок, то его «творческая фантазия» будет отвечать гуманистическим, общечеловеческим ценностям. Э. Фромм считал, что одна из потребностей человека заключается в стремлении к познанию, к освоению мира. Человек хочет распознать логику окружающего мира, приближаясь к истине. Но мир противоречив. И человек живет в мире противоречивых мотивов, ожиданий. Ему нужна опора, которую он пытается найти и в средствах массовой информации. Но снятие информаций одной неопределенности у человека непременно вызывает последующие. Поэтому постоянная, живая связь СМИ с обществом – необходимое условие развития личности, формирования у нее моральных качеств, политического сознания.

В связи с тем, что средства массовой информации, как  подчёркивалось выше, имеют возможность непосредственно, прямо влиять на эмоциональный мир личности, ее сознание, их ответственность в настоящее время особенно велика. Мир человека – это его психика, разум, темперамент, характер. Каждый человек – это индивидуальность. Поэтому развитие моральных качеств личности, политической культуры, ответственности зависит от множества причин: предшествующего жизненного опыта, взаимоотношений с товарищами, степени сознательности и т.д. В этом отношении (применительно к нашему обществу) актуальны высказывания австрийского психолога и философа В. Франкла: «Так или иначе, воспитание больше, чем когда-либо, становится воспитанием ответственности. А быть ответственным – значит быть селективным, быть избирательным… Средства массовой информации заливают нас потоком стимуляции… Если мы не хотим утонуть в этом потоке…, то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, за что отвечать, а за что нет»[1].

Собственно задача политического воспитания, воспитания политической культуры заключается сегодня в становлении системы отношений человека к миру, самому себе, в формировании способности к самоопределению в политической сфере в соответствии с нравственными ценностями. Изменение социальной структуры нашего общества предъявляет особые требования к политическому воспитанию молодежи. Политическое сознание, являясь своего рода связующим звеном мира личности с жизнью общества в целом, заставляет личность осмысливать свои индивидуальные жизненные планы, свое понимание собственных творческих установок.

В настоящее время в нашем обществе действенность политической культуры как общественного явления обеспечивается демократичностью государственной власти. Однако ее формирование и развитие, по мнению автора, процесс довольно длительный. Длительность этого процесса объясняется продолжительностью процесса совершенствования политических отношений в обществе, путем создания определённых условий, являющихся базовым фундаментом их успешного функционирования. Этой базовой составляющей  может быть средний класс. Средний класс с его устойчивой целостной структурой, массовостью может быть цементирующим ядром, обеспечивающим экономическую и политическую стабильность общества. Именно средний класс, как носитель общей воли большинства граждан нашего государства, в состоянии быть тем объединительным началом, в котором теснейшим образом связаны национальные, социальные, культурные, имущественные и гражданские интересы людей.

Всякое государство может нормально функционировать до тех пор, пока большинство его граждан объединяет общая воля, общий интерес к совместному проживанию в едином политическом сообществе. Средний класс, как показывает мировая практика, является той экономической и политической основой, базой, которая обеспечивает государственную целостность в течение многих лет.

В нашем нестабильном обществе пока продолжается процесс становления среднего класса, базирующегося на неустойчивом экономическом фундаменте. Поэтому он еще не стал полноправным, действенным носителем и защитником политических интересов большинства людей. В связи с мировым экономическим кризисом, процесс формирования среднего класса в нашей стране может принять еще более длительный характер. Развитие личности, превращение её  в активного, политически ответственного субъекта деятельности возможно в обществе, где в полной мере осуществляются все права личности: право на труд, на образование; право на свободу мысли, совести; право на участие в принятии решений в сфере политики; право свободно участвовать в митингах, собраниях и т.д. Если есть  право, то возможно формирование и ответственности, мера которой определяется уровнем образования, культуры, воспитанности конкретного человека.

Ответственное отношение человека к себе, к другим, к своей деятельности  в различных видах ее проявления в настоящее время особенно актуально. Безответственные политические выступления даже сравнительно небольшой части населения в стране в период экономического кризиса могут привести к серьезным социальным последствиям. Политическая культура, политическое сознание человека во многом определяется осознанием цели, к которой он стремится, насколько эта цель отвечает его идеалам, общественным интересам, насколько его личный идеал и методы достижения цели сообразуются  с нормами морали и права, сложившимися в обществе.

Политическая культура имеет общественную природу, она не существует вне общества. Степень развития политической культуры общества определяет уровень зрелости и активности личности, социальных групп, масс, участвующих в социальных процессах. Для воспитания политически культурной, политически сознательной личности в нашем обществе необходимо полное использование воспитательного потенциала семьи, школы, средств массовой информации. Субъект (индивид, группа, общественное движение, партия и т.д.) только в том случае является носителем высокой политической культуры, если его действие осознается им именно как политическая, если он осознает пути реализации деятельности.

Богатство политической культуры общества и человека, развитость демократии является мерилом гуманности самого общественного строя, мерой его нравственного развития.

 

Список литературы:

 

  1. Франкл В. В поисках смысла.- М., 1990.