Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Ставицкая Е. И. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Современное российское общество в условиях непрерывной трансформации всех его сфер предъявляет всё более высокие требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием для всех областей общественной жизни. Высшее профессиональное образование направлено на формирование у студентов должного с позиции гражданского общества и правового государства мировоззрения современной личности. Кроме теоретических познаний вузовское образование должно давать российскому гражданину опыт успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям социальной, экономической среды.

Прежде всего, следует определиться с теоретическим пониманием процесса адаптации. Вполне естественно, что в рамках данной проблематики нас будут интересовать только социологическое и философское значение данного термина.

Следует признать, что в научной литературе можно встретить не только различные смысловые значения родового по отношению к понятию социальной адаптации понятия «адаптация», но и достаточно различающиеся трактовки самого понятия «социальная адаптация». Так, согласно Т. Парсонсу, социальная адаптация есть вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из четырех функциональных условий существования социальной системы (наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов), которым «все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить. Э. Гидденс рассматривает социальную адаптацию как процесс социализации или приспособления к выполнению определенной роли. Весьма близкое к этому дает понимание адаптации Н. Смелзер, у него адаптивный подход означает представление о социализации, согласно которому жизнь людей включает ряд ожидаемых и неожидаемых кризисов, к которым необходимо приспосабливаться. С.С. Фролов предлагает понимать под социальной адаптацией процесс приспособления индивидов к организационной культуре, коллективу, условиям труда, представляющий собой первую фазу социализации индивида в организации. В социологическом энциклопедическом словаре дается определение социальной адаптации, как процесса активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды. [2, c.7-10]

В философской трактовке понятия адаптации прослеживаются принципиально разные подходы: полное отрицание адаптации и признание её. К первому можно отнести представителей философии экзистенционализма, которые призывают человека быть свободным от общества и его законов (Сартр, Камю, Ясперс и др.). Представители второго направления рассматривают адаптацию личности с точки зрения отчуждённости социальной среды от человека. Адаптация, рассматривается ими как преодоление психологического дискомфорта (Л. Фестингер), как основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивление стрессу (Селье). По мнению этих авторов, адаптация – это способность к приспособлению. Однако социализацию не следует сводить к простому приспособлению личности к окружающему миру. Адаптация это скорее социальный вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной средой и обществом в целом, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. При этом важнейшим компонентом адаптации становится согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. [1,c 20-25]

На основании данного определения адаптации рассмотрим, что в себя включает процесс адаптации студента к учебной и общественной жизни высшего учебного заведения. Студенческая жизнь начинается с первого курса, именно в это время начинает формироваться понимание смысла высшего профессионального образования, наступает один из самых активных этапов профессионального самоопределения и формирования личности студента. Тогда же начинается переход от детства к зрелой и ответственной позиции взрослого человека – меняются социальные роли: старшеклассник, выпускник школы, слушатель подготовительных курсов при вузе, абитуриент, студент вуза. У молодых людей, оказывающихся после поступления в вуз в новой социальной среде, особенно актуализирована проблема адаптации. Новые требования, иное, нежели в школе, отношение со стороны преподавателей, незнакомые лица однокурсников (когда так хочется быть рядом со школьными друзьями), наконец, стремление понять, что значит быть студентом, – все это характеризует первые месяцы обучения первокурсников в вузе. Самым сложным периодом для первокурсников является первый месяц обучения в вузе, когда происходит знакомство как с коллективом однокурсников, так и с незнакомой, во многом не простой системой обучения в вузе: с новыми требованиями, подходами к организации обучения, с преподавателями и т.д. Для многих первокурсников процесс адаптации является проблемным и даже стрессовым.

Следует помнить, что в университете именно от преподавателей напрямую зависит успешность обучения студента, его настрой на учебу, на получение профессии, на усвоение гражданских и общественных ценностей. Непосредственно вопросами адаптации студентов-первокурсников должны заниматься кураторы студенческих групп. К сожалению, в силу своей основной преподавательской деятельности, взаимодействие кураторов и первокурсников бывает эпизодическим, не систематичным. Это затягивает и осложняет процесс адаптации первокурсников к учебной и общественной жизни вуза, делает его часто не контролируемым. С другой стороны, процесс адаптации первокурсников должен осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными, административно-хозяйственными) на основе их взаимодействия.

Для изучения обозначенных проблем в Пензенском государственном педагогическом университете им. В.Г. Белинского в 2007г. и 2008г. было проведено мониторинговое исследование проблем адаптации первокурсников к студенческой жизни. В анкетировании приняло участие 139 человек, из них 24,5% юношей и 75,5% девушек в 2007г. и 121 человек, из них 20,7% юношей и 79,3% девушек в 2008г.

На вопрос «Трудно ли Вам было привыкнуть к студенческой жизни?» студенты с разных факультетов ответили неоднозначно. Большинство опрошенных на факультетах иностранных языков (56%), социологии и социальной работы (54,5%), естественно-географическом (45,4%) ответили, что процесс адаптации к студенческой жизни был для них нетрудным и недолгим, а большинство респондентов на факультетах экономики и менеджмента (54,5%), начального и специального образования (45,4%), физической культуры (54,5%) процесса адаптации даже и не заметили – они ощутили себя студентами сразу. На физико-математическом факультете по 45,4% опрошенных считают, что адаптации им вообще не потребовалось или процесс адаптации был нетрудным и недолгим. В целом по вузу у большинства опрошенных – 67,8%  – адаптация прошла легко, но показателен и тот факт, что почти у трети студентов – 28,9% – адаптация либо проходила трудно и долго, либо еще не завершилась. Процесс адаптации «тяжелее» протекает на историческом и юридическом факультетах, где 54,6% (ИФ) и 45,4% (ЮФ) отметили, что адаптация либо проходила трудно и долго, либо еще не завершилась. Данные показатели вызвали определенный интерес, так как по результатам опроса в прошлом году, на юридическом факультете адаптация первокурсников прошла легче всего: здесь 50% опрошенных отметили вариант «процесс адаптации был нетрудным и недолгим» и 50% – «никакой адаптации не требовалось, сразу почувствовал себя студентом». В целом можно сказать, что тенденция 2007 г. сохранилась – первокурсники достаточно легко адаптируются к студенческой жизни.

В качестве проблемных моментов в адаптации студентами были отмечены: требования преподавателей, формы занятий, большая учебная нагрузка Сложнее всего было привыкнуть большинству опрошенных первокурсников к требованиям преподавателей на факультетах экономики, менеджмента и информатики (45,4%), физико-математическом (73%), физической культуры (36,3%) и психологии (36,3%). К форме проведения учебных занятий сложнее привыкали большинство опрошенных первокурсников на юридическом факультете (54,5%). К большой учебной нагрузке сложно адаптировались первокурсники на факультете социологии и социальной работы (81,8%) и факультете иностранных языков (45,5).  Студентам факультета русского языка и литературы, естественно-географического и исторического факультетов одинаково сложно было привыкнуть как к требованиям преподавателей, так и к большой учебной нагрузке: по 36,3% опрошенных на ФРЯЛ, по 82% — ЕГФ, по 54,4% — ИФ. 54,4 % первокурсникам с юридического факультета, по сравнению с другими,  сложнее всего было привыкнуть к новым условиям проживания вдали от родственников, друзей. На факультете иностранных языков самый большой процент первокурсников – 27,3% — отметили, что сложно было привыкать к новому коллективу, к своим сокурсникам. На естественно-географическом факультете по сравнению с другими факультетами самый высокий процент тех, кому сложнее всего привыкнуть и к требованиям преподавателей, и к учебной нагрузке (по 82% ответов респондентов). По сравнению с другими факультетами к большой учебной нагрузке первокурсникам сложнее всего привыкнуть также на факультете социологии и социальной работы – 81,8%, причем таких студентов, например, на факультете экономики, менеджмента и информатики всего 9,1%. По результатам же опроса 2007 года сложнее всего было привыкнуть и к требованиям преподавателей, и к учебной нагрузке первокурсникам физико-математическом факультета (76,9% и 61,5%,  соответственно, от общего числа опрошенных на факультете).

В качестве проблем адаптации можно выделить и качественно новые формы проведения занятий, нежели в школе. В целом по вузу первокурсникам сложнее всего было привыкнуть к такой форме проведения занятий как семинар (37,2% от общего числа опрошенных), это самое распространённое мнение на факультетах русского языка и литературы (36,3%), экономики, менеджмента и информатики (45,4%), социологии и социальной работы (54,5%), естественно-географическом (54,5%) и юридическом (63,6%) факультетах. Большинство опрошенных первокурсников на факультетах иностранных языков (64,5%) и физической культуры (36,3%) не нашли каких-то трудностей во включении в учебный процесс, и посчитали что форма проведения занятий никоим образом не мешает их адаптации в вузе. На факультете начального и специального образования большинству опрошенных (45,5% респондентов) труднее всего было привыкнуть к лекциям (в 2007 году самый высокий показатель по данной категории был на естественно-географическом факультете – 38,5%).  Трудности адаптации и к лекционным занятиям, и к семинарским возникли у первокурсников на факультете русского языка и литературы (такой вариант ответа выбрали 27,3% от общего числа опрошенных на факультете). Самый высокий показатель тех, кому легко было привыкнуть ко всем формам учебных занятий на факультете иностранного языка – 64,5% от общего числа опрошенных на факультете (в предыдущем же году на данном факультете был один из самых высоких показателей тех, кому тяжело привыкнуть ко всем формам учебных занятий – 15,4%). Кардинально поменялась ситуация на факультете начального и специального образования и естественно-географическом факультете. На ФНиСО в 2007 году сложнее было привыкнуть к семинарам (38,5%), а на ЕГФ к лекциям (38,5%).

По мнению большинства опрошенных – 33,7% – адаптации первокурсников к студенческой жизни в наибольшей степени может помочь благоприятный микроклимат в группе. Такая тенденция распространяется на большую часть факультетов. Студенты факультета социологии и социальной работы в отличие от первокурсников других факультетов считают данный фактор самым важным (такой вариант ответа выбрали 63,6 % респондентов). Однако на факультете экономики, менеджмента и информатики, историческом факультете и юридическом факультете студенты считают, что, в первую очередь, адаптация зависит от самого первокурсника (54,5%, 36,4%, 4,5,5% соответственно). На естественно-географическом факультете (45,4%) можно отметить самый высокий процент тех, кто важное значение в процессе адаптации к студенческой жизни придает участию в общественной жизни факультета или университета. Меньше всего студенты первокурсники, так же как и в прошлом году, в процессе адаптации рассчитывают на помощь психолога (1,7%). Несмотря на то, что общая тенденция сохранилась, важно отметить, что по сравнению с предыдущим годом повысилась значимость самой личности и деятельности первокурсника в процессе адаптации.

Относительно роли куратора в студенческой жизни ситуация по сравнению с предыдущим годом изменилась. Если первокурсники 2007 года разделились на тех, кто считает, что куратор необходим каждой группе и тех, кто не видит особой роли куратора в жизни студента, то первокурсники 2008 года высказались практически однозначно. Большинство опрошенных на факультетах считает, что куратор необходим каждой группе, например, на факультете экономики, менеджмента и информатики так ответили 100% опрошенных. Самый высокий процент тех, кто считает, что куратор не играет особой роли в жизни студентов на факультете социологии и социальной работы (36,3%). Самый высокий процент тех, кто вообще не знает, кто такой куратор на факультете психологии – 27,3%, при этом таковых студентов вообще нет на большинстве факультетов: ФИЯ, ФЭМИ, ФМФ, ФНиСО, ФФК, ИФ, ЮФ.

В ходе опроса первокурсникам предлагалось определиться, в чем должна заключаться работа куратора и что куратор действительно делает для адаптации студентов к учебной и общественной жизни вуза. Большинство опрошенных первокурсников (60,3%) считает, что куратор должен помогать в проведении культурно-массовых мероприятий, участвовать в разрешении социально – психологические проблемы в студенческой группе (59,5%) и оказывать помощь в учебе (50,4%). Однако только 30,6% опрошенных отметили, что куратор действительно помогает в решении проблем с учебой и 26,4% отметили, что куратор помогает разрешать социально-психологические проблемы в их группе. Причем самый высокий процент студентов, которым куратор помогает в учебе на ФНиСО (73%), а на ФЭМИ самый высокий процент тех, кому куратор помогает разрешать социально-психологические проблемы (54,4%). 51,2% опрошенных первокурсников по вузу высказались, что куратор помогает в проведении культурно-массовых мероприятий, например, на ИФ данную точку зрения поддержали 91% первокурсников. Всего 29,8% респондентов отметили, что куратор действительно ведет контроль за посещаемостью и дисциплиной в группе, особенно это заметно для студентов с ФИЯ, где данный вариант ответа выбрали 82% опрошенных. У 26,5% первокурсников куратор объясняет содержание профессиональной деятельности. Только у 17,4% первокурсников куратор ведёт пропаганду здорового образа жизни и только 19,8% респондентов отметили, что куратор неформально общается со студентами. По сравнению с предыдущим годом повысился процент студентов, которые ответили, что куратор действительно помогает в учебе (с 14,4% в 2007г. до 30,6% в 2008г.), в проведении культурно-массовых мероприятий (с 43,2% в 2007г. до 51,2% в 2008г.) и разрешает социально-психологические проблемы в группе (с 20,9% в 2007г. до 26,4% в 2008г.). Однако снизилось количество студентов, которые ответили, что куратор неформально общается со студентами (с 32,4% в 2007г. до 19,8% в 2008г.).

Кроме того, первокурсникам предлагалось оценить свою удовлетворённость обучения в вузе. Набором и содержанием учебных дисциплин 46,3% опрошенных удовлетворены, по сравнению с предыдущим годом показатель снизился на 13,4%. На физико-математическом факультете (54,5%) и факультете начального и специального образования (64%) был выявлен самый высокий процент из опрошенных, которые не совсем удовлетворены набором и содержанием учебных дисциплин. Кстати, показатель неудовлетворенных по данному критерию не превысил 9,1% на ФИЯ, ФНиСО, ЕГФ и ФФК, на оставшихся факультетах показатель неудовлетворенных стремится к нулю.

Организацией учебного процесса в целом по вузу удовлетворены 64,5% студентов первокурсников, причем на юридическом факультете 100% студентов удовлетворены организацией учебного процесса. На ФНиСО самый высокий процент не очень удовлетворенных организацией учебного процесса – 54,5% и неудовлетворенных совсем — 18,2% (удовлетворенны учебным процессом на данном факультете всего 9,1%). В прошлом году самый высокий процент скорее не удовлетворенных организацией учебного процесса был на ЕГФ (53,8%).

Количество студентов, удовлетворённых качеством преподавания, по сравнению с 2007г осталось такое же 74,4% опрошенных, например, на факультете физической культуры 100% опрошенных первокурсников удовлетворены качеством преподавания.

Обеспеченностью учебно-методической литературой не удовлетворены 19,8% (в 2007 году процент по данному критерию был выше — 36%), не очень – 38%, довольны – 34,7%. Большинство неудовлетворенных по данному критерию, как и в предыдущем году, на факультетах иностранных языков (45,5%), социологии и социальной работы (36%). Не совсем удовлетворены обеспеченностью учебно-методической литературой большинство опрошенных на ФРЯЛ (64%), ИФ (72,7%) и самый высокий показатель удовлетворенности по данному критерию на ФФК и ЕГФ по 64% опрошенных.

Технической оснащённостью аудиторий в целом по вузу довольны 53,7% опрошенных первокурсников. По сравнению с результатами предыдущего опроса количество удовлетворённых по данному критерию возросло. Самые высокие показатели удовлетворённости на ФССР, ФМФ, ФП, ЕГФ, ЮФ по 64% опрошенных, а самый низкий на ФФК – 18,2% (в прошлом году самый высокий показатель был на ФЭМИ – 76,9%, самый низкий на ФП – 0%). Самый высокий показатель неудовлетворённых на ФФК, где 45,4 % опрошенных выбрали именно этот вариант.

Отношениями с преподавателями удовлетворено большинство опрошенных – 74,4%. Самые высокие показатели по данному варианту ответа на ФИЯ, ФССР – по 91% от опрошенных (в прошлом году самый высокий процент (92,3%) был на ФФК).

Отношениями в группе также довольно большинство из опрошенных первокурсников – 80,2%.

В целом бытовыми условиями в вузе большинство опрошенных первокурсников удовлетворены – 68,6%, однако по факультетам есть различия. Самые высокие показатели удовлетворенности по данному критерию на ФИЯ, ФМФ и ИФ – 91%, не очень удовлетворены по данному критерию – 36,3% —  на ФЭМИ и ФНиСО; на ФФК 27,2% студентов довольны не очень и 27,2% (самый высокий показатель по всем факультетам) вообще не удовлетворены. По сравнению с результатами 2007г. ситуация изменилась на физико-математическом факультете и факультете психологии, где большинство опрошенных были не очень удовлетворены бытовыми условиями в вузе (53,1% и 30,8%, соответственно).

В целом по вузу условиями питания удовлетворены 55,4% первокурсников. Отличаются лишь показатели на юридическом факультете, где одинаковое количество (по 45,4%) ответили, что удовлетворены и не очень удовлетворены по данному критерию. (В опросе 2007 года подобная ситуация была на историческом факультете, там 38,5% были не очень удовлетворены и 38% вообще не удовлетворены условиями питания).

Условиями для полноценного досуга удовлетворены 51,2% опрошенных. Организацией массовых мероприятий в вузе удовлетворены 74,4% респондентов. 76,9% первокурсников считают приемлемыми возможности заниматься спортом. Условиями для художественного творчества удовлетворены 62% опрошенных.

Таким образом, можно отметить, что серьёзных проблем в адаптации к учебной и общественной жизни для студентов Пензенского государственного педагогического университета нет: большинстве первокурсники оценивают процесс адаптации к студенческой жизни как недолгий и нетрудный и в большей степени зависит от микроклимата группы и личности самого студента.

 

Список литературы:

 

  1. Алексеев П. Социальная философия. – М., 2003
  2. Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. – Тверь, 2005