Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Кутуев Р. Ф. ВЗГЛЯД НА СУФИЗМ

В своей небольшой работе я попытаюсь проанализировать сущность исламского течения суфизм. При подборе материала почти сразу же возникло много вопросов из-за крайне противоречивой информации. Одни источники указывают на то, что суфизм это и есть “чистый” ислам без искажений и наслоений, а другие определяют суфиев как заблудших людей. Тема суфизма интересна, хотя бы потому что в России представители этого учения весьма широко представлены на Северном Кавказе и имеют немалое влияние на политические и экономические процессы в регионе.

В советское время суфизм определяли следующим образом: «Суфизм – мистическое направление в Исламе. Чаще всего выделяют четыре его ступени: 1) Шариат – неукоснительное соблюдение законов Ислама; 2) тарикат – период послушничества при авторитарном шейхе; 3) маарифат – познание не умом, а сердцем единства Вселенной в Боге (мир – это эманация Бога), равенство всех религий (одинаковых лучей единого солнца), относительность добра и зла; 4) хакыкат – полное отождествление познавшего с божеством» [1].

Идрис Шах − один из самых известных западных писателей о суфизме, пишет: «Несмотря на то, что суфиев ошибочно считают мусульманской сектой, их можно встретить в любой религии, и этим они похожи на «Вольных каменщиков», которые в зависимости от конкретной ситуации могут положить перед собой в Ложе Библию, Коран или Тору. Они считают суфизм тайным учением всех религий. Суфиев нельзя назвать сектой, ибо они не связаны абсолютно никакими религиозными догматами и не используют никаких постоянных мест для поклонения. У них нет ни священного города, ни монастырей, ни религиозных принадлежностей. Суфизм приобрел восточный оттенок, т. к. он очень долгое время существовал в рамках Ислама» [2].  Кроме того, в своих книгах Идрис Шах пишет, что человеку в определённых ситуациях следует отказаться от молитв и других видов поклонения и т. д.

Совершенно иной взгляд на этот вопрос можно получить в исламских источниках о суфизме. Богословы говорят, что Шариат (религиозные нормы) – это то, что провозглашают уста, тарикат (т. е. суфизм) – это соблюдение телом того, что провозгласили уста, хакикат (истина) – то, что возникает после соединения Шариата и тариката. Все вместе они составляют Ислам, т.е. суфизм без Ислама немыслим.

Всемирно известный историк Ибн Халдун в предисловии к своим трудам пишет: «Суфизм – это одна из шариатских наук, возникших после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его основой является возрождение пути прежних (праведных людей) из нашей Уммы, таких как сахабы, табиины и их последователи. Его стержнем является упорство в поклонении, устремление к Аллаху, оторванность от мирских соблазнов и отказ от всего, за чем гонится большинство людей, – власти, богатства, наслаждений» [3].

В книге «Советы путнику, включающие в себя основы тариката Накшбандия», изданной в Казани в 1897 году утверждается, что «основа суфизма – это искреннее обращение ко Всемогущему, Всевышнему и Истинному Аллаху, а также совершенное почитание и следование Сунне Пророка (мир ему и благословение)» [4]. Таким образом, никакого противоречия между Исламом и суфизмом нет, последний лишь является одной из наук мусульманской религии наравне с правом, вероучением, наукой о чтении Корана и др.

Суфийские шейхи всегда настаивали на неукоснительном соблюдении норм Ислама и не допускали отклонений в вероучении. Например, Имам Малик, основатель одного из мазхабов (религиозно-правовых школ) Ислама, говорил: “Знающий суфизм, но не знающий мусульманское право может впасть в неверие” [5].

Современный исламский ученый из Ирака Абд-уль-Кадир Иса в книге «Истина тасаввуфа» пишет: «Суфизм не является нововведением. Он берет свое начало из жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его почетных сподвижников. Враги Ислама из числа востоковедов и их учеников пытаются утверждать, что суфизм основывается на принципах, не имеющих ничего общего с Исламом, они придумали разные названия суфизму и называют суфиями буддийских монахов, христианских «святых» и индийских «факиров», а также говорят, что существует буддийский суфизм, христианский, индийский и персидский» [6]. Далее Абд-уль-Кадир Иса говорит: «Суфизм – это практическое воплощение Ислама, и нет иного суфизма, кроме исламского, и быть не может».

Доктор Ахмад Альваш говорит: «Многие спрашивают об отсутствии призыва к суфизму на заре Ислама и о появлении его лишь только после эпохи сподвижников и их последователей. Ответ на этот вопрос таков. Не было никакой нужды и потребности в суфизме при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), потому что этот век является веком особо богобоязненных, набожных людей, людей настойчивого стремления и полного обращения к Аллаху, веком непосредственного влияния выдающейся личности Пророка (мир ему и благословение). Сподвижники буквально соревновались в подражании и следовании Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) во всем. И не было никакой нужды в науке, которая бы учила их тому, чем они были заняты практически. В этом их можно уподобить коренному арабу, прекрасно знающему родной язык, который может слагать стихи на своем языке, не прибегая при этом к изучению правил грамматики. Естественно, такой человек не обязан изучать грамматику арабского языка и брать уроки логики. Но это становится буквально необходимым для не-арабов, чтобы они могли понимать тексты на арабском языке и изучать их так же, как и все другие науки, возникшие  каждая в свое время, по мере их необходимости» [7].

Хотя асхабы и табиины и не назывались суфиями, на самом деле они являлись ими. Под суфизмом не подразумевается что-либо другое, нежели посвящение своей жизни Творцу и полное душевное отрешение от всего материального, и полная покорность Всевышнему во всех состояниях.

Обращая при этом всю свою душу, сердце и тело к Аллаху, а также к постижению того духовного совершенства, которого достигли сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и их последователи (табиины). Ведь они не довольствовались лишь признанием всех столпов веры и соблюдением обязательных предписаний Ислама. Они связали своё признание с полным ощущением сладости его (признания) постижения. К выполнению обязательного (фарз) они прибавили всё, что любил и выполнял Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) из добровольных поступков, т. е. совершенное следование Сунне, а также избежание всего нежелательного (макрух), не говоря о запретном. Благодаря этому, они достигли озарения разума, их сердца стали источниками мудрости, и Божественные знамения (асрары) стали проявляться в их внешности. Таковыми были последователи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в трёх поколениях после него − сахабы, табиины и табиуттабиины (последователи табиинов).
Эти три поколения считаются наисветлейшими и лучшими во все времена Ислама. Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие поколения − это мое поколение, потом следующее и следующее после него».

С течением времени, когда границы Ислама расширились, и его приняли многие народы и расы, расширилась сфера науки, стали возникать новые и новые направления. Каждое направление разрабатывало и систематизировало свою науку. Появились такие науки как, например, наука нахви, фикх, таухид, наука о хадисах. Возникновение каждой из них было велением времени. Былое духовное совершенство стало понемногу ослабевать. Верующие стали забывать о необходимости быть покорными Аллаху телом и душой, и это побудило людей, сохранивших духовное совершенство, создать науку суфизма. В то время это было жизненно важно для религии и способствовало восстановлению утрачиваемой духовности Ислама.

В современной России роль суфизма огромна. Там, где его нет, возникает масса осложнений. Возникают проблемы с сектами, экстремистскими идеологиями. Если же развит суфизм, то очень сложно манипулировать сознанием верующих, находящихся в его рамках, с тем, чтобы убедить их в чём-то вредном. И в Дагестане, и в Башкирии, и в других регионах Ислам без суфизма не существовал, все руководители духовных центров в то время были ишанами (шейхами тарикатов). Сегодня там есть зияраты, то есть места, где они захоронены или связанные с их деятельностью. Тарикат активно проводит профилактическую работу по противодействию течениям, мешающим нормальному развитию общества, государства.
Верующий, действительно понимающий, что такое тарикат, суфизм, очень полезен для государства, для общества. Он  патриотичен, инициативен, прогрессивен во всех отношениях.

 

 

Список литературы:

 

  1. Атеистический словарь, М., 1983 // http://sovphil.mylivepage.ru/file/126/334_Atheistic_dict.rar
  2. Идрис Шах. Суфизм.,М., 1994 //

http://lifekeys.jino-net.ru/Download/besplatnye_elektronnye_knigi_4.htm

  1. Возникновение суфизма // http://www.sufizm.ru/history/born/
  2. Исламский вестник. Вопрос-ответ // http://www.islam.dgu.ru/2002/3-4-8.html
  3. Мазхабы имама Малика// http://community.livejournal.com/maliki_fikh
  4. Суфизм на весах шариата.// http://djamaat.ru/News-View-306.html

Возникновение суфизма.// http://www.sufizm.ru/history/born/