Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Парменов А. А. Деятельность личности как системообразующий фактор образа жизни

В статье рассматриваются некоторые важнейшие проблемы деятельности личности в соотношении с понятием «образ жизни». Анализируются факторы, способствующие совершенствованию образа жизни и формированию социальной активности личности в настоящее время.

              In this article some aspects of correlation of some important notions are discussed such  as “activity”, “personality”, “way of life”, The role of personality in the system of social relations, the essence of its activity, factors having an influence on its way of life in modern circumstances are analyzed.

 

Социально-политические, экономические изменения, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, поставили  перед человеком немало вопросов, требующих принятия правильных, действенных решений. Жизнь часто требует выбора единственно верного решения из большого многообразия задач, с которыми ему раньше не приходилось иметь дело. Он оказался в непривычных для него условиях, обязывающих его участвовать в тех или иных видах деятельности, что не могло не отразиться  на образе жизни человека, его поведении.

Массовое участие людей в конце 80-х годов ХХ века в политических кампаниях: митингах,  демонстрациях, забастовках – подорвало саму основу общественно-экономического устройства страны. Человек, не осознавая последствий своей деятельности, оказался, образно говоря, в плену тех условий бытия, творцом которых сам и был. Это касается большинства людей, поскольку развитие общества и те глобальные изменения, которые в нем произошли – результат деятельности подавляющей части населения. При этом не обязательно практическое участие большинства людей в массовом движении. Широкие митинговые политические действия имели место, в основном, в Москве, столицах союзных республик, крупных городах. Важно то, что в общественном сознании сложилось мнение в необходимости перемен. В какой степени, мере нужны были изменения в политической, экономической, культурной и др. областях – вопрос специального анализа.

Автора интересует место, роль личности в системе новых социальных отношений, содержание и направленность ее деятельности, способствующей формированию качественно иного образа жизни. Почему в такой огромной стране, как СССР, оказалось достаточно активного действия очень небольшой части людей для ее разрушения? Конечно было немало объективных и субъективных причин (внешних, внутренних), подорвавших советскую систему.

Но одна из существенных причин, по мнению автора – это образ жизни, сложившийся в стране, не позволявший большой части людей во всей полноте реализовать себя в той или иной сфере деятельности, развивать свои личностные качества, удовлетворять свои  материальные потребности на том уровне, который соответствовал бы их запросам и т.д.

Вся система управления, общественного устройства, идеология строилась на принципах коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Отклонение от этих норм морально осуждалось. Даже стремление человека выразить себя, проявить индивидуальные особенности трактовались как желание поставить себя выше других, как противопоставление общественным интересам. А такие черты характера как зависть, тщеславие, агрессивность и другие, противоречащие нравственным нормам, подлежали искоренению. Не учитывалось, что отрицательные черты характера являются природными, полностью перевоспитать человека вряд ли возможно, а заставить его, в процессе воспитания, действовать в рамках закона и моральных норм, было нереально. Не всегда принималось во внимание, что иногда негативные черты характера личности можно применить и в общественных интересах.

Например, агрессивность. Она имеет две  разновидности – оборонительную и деструктивную, или злонамеренную. Оборонительная агрессия чаще направлена на достижение жизненно важных целей. Это реакция на угрозу интересам человека. Если его интересам ничего не угрожает, и при умелом управлении личные  цели органично соединяются с общественными, то энергия агрессивности преобразуется в деятельность на пользу обществу. То есть правильно построенная система управления, воспитания позволила бы негативные черты характера человека соподчинить общественным интересам.

Это лишь один штрих, касающийся личностных качеств человека, которые важно учитывать в его поведении и деятельности. Диапазон этих качеств весьма многогранен.

Однако вопрос не в том, что коллективизм есть некое препятствие для развития общества, а скорее, напротив, является достаточно совершенной формой бытия, позволяющей людям выживать в трудных ситуациях. Дело в том, что коллективное связано с вдохновением, энтузиазмом, устремленностью к идеалу. Но это не есть некая предметная постоянная, константа и не может продолжаться долго. То есть энтузиазм и подобные высокие начала не являются неизменным отражением коллективного, а строятся также и на индивидуализме, частном интересе. Это во-первых. Во-вторых, вдохновение, энтузиазм, увлеченность и пр. носят временный характер.

В начале 60-х годов вера у людей в возможность построения коммунизма, в идеалы «светлого будущего» стала угасать. Романтизм, вдохновение и другие атрибуты идеальной сферы бытия человека перестали быть стимулом активной деятельности, что во многом объяснялось все большим увеличением пропасти между личностью и обществом, государственной номенклатурой и народом.

Когда стало ясно, что коммунизма к 1980 году не построить, как провозглашал 22 съезд КПСС 1961 году, надо было объяснить причины этого. Целые бригады экономистов, политологов, философов, историков, ученых других специальностей стали разрабатывать экономические, политические концепции, трактовавшие причинные неудачи в построении нового общества. Надо было определиться и в том, какое общество мы пост роили. Ему дали  определение – «развитое социалистическое общество». Но и в развитом обществе материальные и моральные стимулы активизации деятельности личности в хозяйственно-экономической, культурной и других  сферах не функционировали достаточно эффективно. Невысокий материальный уровень жизни людей, частично компенсируемый справедливым распределением материальных благ (бесплатное образование, медицина, символическая оплата жилья и т.д.), не формировал у человека высокой оценки сложившемуся образу жизни. Оценка образа жизни складывается через отношение человека к коллективу, к другим людям, к обществу в целом. То есть имеется иерархия форм отношений личности. Система отношений определяет характер переживаний личности, ее внутренний мир, особенности восприятия действительности. Эти  объективные отношения, отражаясь сознанием, принимают форму отношения как свойства сознания, «ставят» оценку обществу.

Ядром личности является целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности. Именно через субъективное восприятие личностью окружающей реальности оценивается  и образ жизни. Понимание, оценка окружающей среды, образа жизни складывается в процессе производственных, трудовых, учебных отношений, а также в культурной, межнациональной, межконфессиональной сферах. Важнейшее значение также имеет, какое место занимает человек в социальной иерархии, соответствует ли это место его интеллектуальным способностям, физическим, психологическим качествам; как распределяются материальные блага в обществе, какое отношение он имеет к средствам производства, каким образом он их приобрел и т.д.

В СССР социологи, философы, экономисты достаточно активно занимались проблемами образа жизни в 70-80-х годах ХХ века. Исследовались  философские, экономические аспекты образа жизни, цели совершенствования образа жизни и нравственное воспитание, факторы, влияющие на развитие личности, духовная сфера и другие проблемы. В 90-х годах, в связи с качественными политическими изменениями, произошедшими в стране, исследования по данной проблематике прекратились. Рассуждать о прошлом, социалистическом образе жизни было уже неуместно, а о новом, буржуазном или (буржуазно-демократическом) еще рано. Сегодня это время наступило. Актуальность исследования современного образа жизни определяется  всей остротой накопившихся проблем, практически во всех сферах жизни общества за последние двадцать лет.

Многие исследователи определяли понятие «образ жизни» как способ деятельности или систему форм жизнедеятельности. По нашему мнению,  этим не следует ограничиваться, поскольку это не различает тип деятельности человека от животных, которым также характерна какая-то деятельность. Человек же не просто посредством деятельности поддерживает свое физиологическое состояние, а совершенствует условия бытия в достижении адекватности своей сущности целенаправленно и сознательно. Образ жизни – это способ деятельности личности в единстве с условиями бытия. Условия могут способствовать духовному, физическому развитию личности или деморализовать, деформировать ее.

Мир жизненных условий выступает фактором формирования образа жизни, в то же время образ жизни включает в себя человеческую деятельность содержание, характер и направленность которой  воспроизводит новые  условия жизни. Воспроизведение более совершенных условий является свидетельством поступательного, динамичного развития общества.

Любой вид деятельности человека есть отражение объективно существующего многообразия форм общественных отношений. Даже тогда, когда на первый взгляд, это не столь значимо проявляется. Различного рода отношения реализуются в деятельности, в процессе которой человек утверждается как личность. Созидая условия своего существования, преобразуя социальную среду, человек развивает свои способности, совершенствует содержание деятельности, характер отношений (межличностных, межгрупповых и т.д.).

Образ жизни не есть нечто целостное, данное в готовом виде. Он  атрибут деятельности, постоянно формируется, развивается. Изменение образа жизни – это изменение и деятельности во всем ее многообразии, модификации в различных сферах: трудовой, познавательной, культурной.

В последние годы в нашей стране произошли качественные преобразования во всех сферах жизнедеятельности людей, сложился иной характер отношений между людьми, социальными группами; обострились противоречия между личностью и обществом, существенно изменилась мотивация деятельности людей.

Какие мотивы человеческой деятельности являются  доминирующими в наше время? Мотивация поведения, факторы детерминирующие характер и направленность деятельности личности занимают особое место в структуре образа жизни.

Важнейшими факторами, побуждающими человека к активной деятельности являются потребности и интересы. Это аксиома. Именно в потребностях заложен фундамент поведения человека, стимулирующий его активность. Экономисты, социологи разделяют потребности на «низшие» и «высшие». Низший уровень – это материальные, а высший – творчество,  приобщение к культурным ценностям, самодеятельность и т.д. Если потребности низшего уровня можно примерно измерить количественно (уровень жизни, прожиточный минимум, обеспеченность жильем и т.п.),  то выработать показатели для измерения  потребностей высшего уровня практически невозможно. Как определить степень нравственности человека? Например, человек может оказывать помощь другим людям в сложных ситуациях, жертвуя своими интересами, а в другом случае не помогает, хотя его личным интересам угрозы нет. По какой шкале это можно измерить?

Содержание потребностей, способ их удовлетворения в процессе деятельности, характер и направленность деятельности, собственно и определяют образ жизни. В качестве субъекта потребности может выступать как отдельная личность, так и общность людей (социальная группа, трудовой коллектив, общество в целом). От того, какие это  потребности, как они оцениваются личностью и обществом, какой способ деятельности, направленный на их удовлетворение, считается допустимым, зависит и образ жизни. То есть определенным потребностям и способу деятельности в их достижении соответствует и образ жизни.

Разделение потребностей на «высшие» и «низшие» условно. В реальной жизни потребности чаще всего связаны с несколькими  видами человеческой деятельности, такими как интересы, желания, идеалы, эмоции и др. С развитием материального и духовного производства, потребности качественно усложняются, что проявляется в изменении их структуры и совершенствовании способа их удовлетворения, что является источником активности личности. Качественное усложнение структуры потребностей, необходимость совершенствования способа их удовлетворения ведет  к существенным изменениям во всех сферах жизни.

На каждом новом этапе исторического развития удовлетворение новых потребностей становится необходимостью для динамичного развития общества. Общество должно создавать благоприятные условия для высокопроизводительной, творческой деятельности личности во всех сферах жизнедеятельности. Инициативная, творческая деятельность должны хорошо материально и морально поощряться (особенно материально). Удовлетворяя свои материальные потребности на должном уровне, имея достаток, человек в последующем сможет использовать свои материальные средства для культурного развития, духовного обогащения.

Однако важно учитывать, что удовлетворение потребностей не есть самоцель. Вопрос в том, как удовлетворить те или иные потребности, каким образом достигать материального благополучия. Это особенно касается молодого поколения. Современный образ жизни, пропагандируемый СМИ, многими людьми (особенно молодежью) зачастую воспринимается как праздник, развлечение. В сознании молодого человека складывается понимание, что жить надо только ради удовольствия, все решают деньги. Физическая сила, сила оружия, власть денег  боле значимы в самореализации и самоутверждении личности, чем моральные нормы. Пропаганда СМИ «красивой жизни», необходимости «брать от жизни все», «сникерснуть» формирует потребительское отношение к жизни.

Особенно сильное воздействие СМИ оказывают на внутренний мир, эмоции подрастающего поколения. Зачастую лишь эмоции, становясь единственным инструментом установления личностью ценности событий, эпизодов и, отодвигают на второй план истинную, сущностную сторону этих событий, становятся причиной неадекватной оценки человеком реалий социальной, политической жизни. Более того, решение, принятое на эмоциональном уровне, быстрее реализуется в практической деятельности и часто носит антиобщественную направленность. Деятельность эта может иметь даже преступный характер против личности и общества, если неправильно воспитывать молодежь. Не объяснять ей, что удовлетворение материальных потребностей, обеспечение высокого уровня жизни реализуется через систематический, упорный труд каждого человека, зависит от экономического могущества государства. Однако в печати, на телевидении, радио о трудовых успехах, достижениях инженеров, рабочих, сельских тружеников говорится мало.

Труд – это не только  важнейшее условие экономического развития общества, но и фактор формирования личности, ее способностей, нравственных качеств, формирования образа жизни.

Экономисты, социологи по-разному трактуют понятие «труд» и «деятельность». Автор придерживается точки зрения, что понятие «труд» более узкое более узкое, чем «деятельность». Вместе с тем, труд есть важнейший компонент деятельности, ее атрибут.

В настоящее время большая часть людей занимается предпринимательской деятельностью, где есть простор для творчества, инициативы. Часто решение многих материальных вопросов для конкретного предпринимателя зависит от его трудовой активности, стимулом которой являются как внутренняя заинтересованность, так и внешние условия, позволяющие человеку проявить себя. Успешное решение многих социальных, экономических вопросов прямо зависит от уровня трудовой активности людей, поэтому государство должно создавать условия для активной предпринимательской деятельности каждого человека, не создавать преграды для малого и среднего бизнеса. Удачная предпринимательская деятельность, удовлетворение материальных потребностей часто порождает у человека желание повысить свой культурный уровень, получить хорошее образование. Богатые, состоятельные граждане стремятся дать детям хорошее образование в престижных платных гимназиях, вузах. То есть материальное соединяется с духовным.

Однако, независимо от уровня материального благосостояния каждый ребенок должен иметь возможность получить качественное  образование, если он имеет способности и желание учиться. Государство должно создавать условия для этого: предоставлять льготы малообеспеченным семьям, молодым людям, отслужившим в армии и т.д.  Важно, чтобы у ребенка не формировалось ощущение  моральной ущемленности, осознание себя  «отверженным». Это особенно актуально в наше время. Образование – необходимое условие самореализации личности, и возможность его получения должна быть у каждого человека. Собственно образование – это основа для  подготовки к труду. Чтобы что-то делать, надо этому научиться.

Учение – исторически обусловленный вид деятельности,  отвечающий потребностям общества в образованных людях. Это определяющий фактор развития человека как сознательной личности. Одно из проявлений прогресса общества в том, что каждое новое поколение имеет более высокий уровень знаний, образованности, культуры. Во всяком случае, новое должно превосходить старое. Если это не происходит, то общество будет в состоянии  стагнации, регресса.

Реформы образования, проводящиеся в нашей стране в последние годы, имеют цель найти наиболее эффективные методы обучения в школе, вузах. Пока еще трудно говорить о результатах, время покажет их эффективность.

Наряду с потребностями, активность личности стимулируется такими побудительными силами, как интересы. Понятия потребностей и интересов близки между собой, существуют в тесном единстве, могут совпадать. Интересы служат удовлетворению потребностей и выражают определенную направленность деятельности на их реализацию. Интерес предполагает определенный уровень осознания потребностей, но не сводится лишь к факту сознания.

Автор определяет интерес как особое отношение личности к объекту, обусловленное его жизненным значением. С учетом различий между потребностями и интересами, а также их взаимосвязи и взаимообусловленности создаются возможности управлять формированием потребностей и их удовлетворением через целенаправленное воздействие на интересы.

Человек постоянно  соотносит внутренний мир своей жизнедеятельности с социальными факторами жизни – потребностями, интересами, ценностями. Объективные факторы являются доминирующими в детерминации социального поведения человека. Вместе с тем, насколько эти факторы воздействуют на его сознание, зависит от его внутреннего мира, творческой активности сознания, адекватного восприятия реальности.

Активность, как особенное проявление деятельности в различных сферах, есть продукт деятельности. Образ жизни также продукт деятельности, поскольку это есть способ деятельности, отражающий ее степень, меру, форму выражения. Деятельность выступает связующим звеном активности и образа жизни.

Образ жизни характеризуется тем, как и ради чего человек действует, к чему он стремится. Это определяет направленность личности, то есть ее интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, являющиеся мотивацией деятельности. Однако вопрос в том, что личностные устремления человека могут соответствовать общественным интересам или противоречить им. Если деятельность большинства людей отвечает правовым, моральным нормам, каждый человек проявляет уровень социальной активности (политической, правовой, трудовой и т.д.), то это будет способствовать динамичному развитию общества. Это во многом идеал, к которому нужно стремиться. В то же время это необходимость. Именно активность достаточно большой части людей во всех сферах жизни общества (экономической, социальной, политической, духовной), способствует поступательному движению общества по пути прогресса.

Человеческая деятельность непосредственно связана с вопросами ценностей. Мир ценностей – это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания. По отношению к человеку ценности являются объектами его интересов, выполняют роль ориентиров в предметной и социальной действительности. В наше время ценности, характерные для предыдущих ступеней развития общества перестали выполнять свою регулятивную функцию. Индивидуализм, эгоизм, рвачество сегодня для многих людей не считаются отрицательными чертами характера. Личностный, частный интерес, частная собственность охраняются государством, рекламируются СМИ. Эгоизм, хитрость, ловкачество и другие подобные черты  характера не осуждаются обществом, поскольку эти черты являются неотъемлемой частью собственника, индивидуалиста. Маятник общественного сознания все больше склоняется в их сторону. В мире ценностей произошло усложнение стимулов поведения человека.

Для значительной части людей на первый план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, а то, что позволяет все больше обогащаться, самоутверждаться любым способом, даже преступным путем. Человек зачастую используется как средство для достижения цели, которую ставят перед собой работодатели, отдельные чиновники. То есть применяют те способы, которые не соответствуют представлению о назначении человека и его достоинстве. Если человек считает, что «все средства хороши» для достижения цели и, в процессе своей деятельности нарушает законы (насколько возможно), нормы морали, интересы других людей, ущемляет их права, то это равнозначно отношению к другим людям как к средству, как к орудию ради достижения сугубо личных интересов, карьеры и т.д. Если такой вид деятельности закрепится в общественном сознании, будет приниматься за правило, норму в отношениях между людьми, то граница между такими общечеловеческими понятиями как «добро» и «зло», «правда» и «ложь» будут стираться. Это может привести к деградации моральных ценностей, деформации личности, ухудшению качества жизни.

Если для небольшой части общества (управленцев, крупных собственников, чиновников) большая часть людей станет лишь средством для достижения цели, то произойдет деформация всей общественной структуры: в экономической, и политической и культурной сферах. Человек превратится лишь в винтик общественной машины, лишится права свободной, творческой деятельности, что пагубно скажется на всем обществе. Невозможно совершенствование образа жизни и улучшения его качества, если люди в большинстве своем становятся лишь средством в руках меньшинства, стремящегося к «высокой цели».

Общество – сложная структура, формы бытия, обладающая законами, направленностью развития. Образ жизни, сформировавшийся в обществе, есть результат деятельности всех людей. От уровня активности каждого человека зависит строение образа жизни. Или это капиталистический, или феодальный, или рабовладельческий и пр. Именно  высокая активность народа во Франции в 18 веке привела к уничтожению феодализма и формированию нового образа жизни. В России не было рабовладельческого строя, но потеря людьми на долгое время  свободы в эпоху феодализма, негативно сказалось на экономическом и политическом развитии страны, поскольку возможности для самореализации личности в условиях крепостничества не было.

Для динамичного развития общества необходимо каждого человека включать в такие виды деятельности, которые соответствовали бы его знаниям, физическим данным, психологическому настрою и т. д. Подлинное богатство личности определяется такой жизнедеятельностью человека, когда с одной стороны, общество обеспечивает ему максимальное удовлетворение материальных и духовных способностей, а с другой – сам человек, создавая условия для этого, наиболее полно реализует свои потенциальные возможности. Это образ жизни, близкий к идеалу. Должна быть гармония интересов личности и общества. В современном обществе такой гармонии нет. Есть немало противоречий социально-политического характера, требующих разрешения. Полноценное развитие личности возможно при соблюдении следующих условий:

– совершенствование отношений собственности;

– оптимальный состав чиновников в структуре государственной власти и его эффективная работа;

– борьба с бедностью, справедливое распределение материальных благ;

– профессионализация управления во всех сферах человеческой жизнедеятельности;

– реальная передача собственности в руки всего населения страны;

– создание среднего класса, способного уравновешивать социально-экономические, политические и нравственные процессы;

– формирование и развитие гражданского общества.

Решение этих проблем будет способствовать нивелированию, оптимизации межличностных, межгрупповых отношений, улучшению социального климата в обществе в целом, совершенствованию образа жизни.

Образ жизни характеризует людей прежде всего как общественных субъектов и прямо связан с особенностями форм их жизнедеятельности: профессией, характером труда, кругом общения и т.д. Каждый человек имеет свой образ жизни, определяемый не только внешними условиями данного общества, но и индивидуальными условиями жизни: уровнем культуры, образования, особенностями воспитания и др. Уровень культуры, образования личности, ее внутренний мир – являются важнейшими движущими силами формирования и утверждения образа жизни.

В нашей динамичной культуре при быстрой смене жизненных условий у человека усиливается степень выраженности черт, свидетельствующих о его образе жизни, его принадлежности к группе. Например, это интерес или к эстрадной музыке, или классической, к театру и др. Однако ярко видна склонность, тенденция массовой увлеченности молодежи к самому легкому жанру: детективам, развлекательным фильмам, легкой эстрадной музыке. То есть стремление к удовольствию, чувственной радости для многих молодых людей является целью бытия, а знание своей истории, традиций, культурного прошлого своей страны уходит на второй план.

Усвоение историко-культурной традиции особенно актуально для формирования личности молодого человека. Освоение  культуры раскрывает человеку все многообразие мира, его красоту и противоречивость. Культура создает многосторонний взгляд на мир, играет фундаментальную роль в становлении личности, улучшении качества жизни, поскольку культура – это не только собрание  материальных и духовных ценностей, накопленных обществом, но и овладение этими ценностями каждым человеком и их разнообразное применение в различных видах деятельности.

Все люди, независимо от их профессии, социального положения, обладают такими характеристиками, как воля, интеллект, воображение, эмоции и т.д. В совокупности эти качества определяют тип личности каждого конкретного индивида, особенности его деятельности, культуру поведения.

Понятие «образ жизни» является  родовым относительно понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Эти понятия взаимосвязаны. Уровень жизни, как отмечалось выше, поддается измерению и позволяет оценить степень  удовлетворения материальных потребностей. К показателям уровня жизни относятся: уровень зарплаты, доходов  предпринимателей, прожиточный минимум (почему-то различный для работающих и пенсионеров), жилищные, культурно-бытовые условия и т.д. Качество жизни отражает степень удовлетворения потребностей более сложного характера: качество жилья, окружающей среды, удовлетворение потребностей в общении, творчестве и др.

Но далеко не всегда высокий уровень жизни личности положительно влияет на ее качество. Нередко очень богатый человек, имеющий большое состояние, начинает ощущать чувство превосходства над окружающими, у него появляется «звездная болезнь». Качество жизни он оценивает сугубо с потребительских позиций, где мало места духовным началам. В результате социального расслоения происходит  глубокая дифференциация и качества жизни: образ жизни очень богатых, зажиточного, среднего слоя и бедных. Так условно можно подразделить эти слои населения. В связи с этим особенно актуальной становится проблема изучения отношений как между этими стратами, слоями, так и внутри их. Это уровень жизни, условия и содержание труда, уровень медицинского обеспечения, возможности для социального продвижения и много других аспектов образа жизни касательно всех слоев населения. Это имеет особое значение для современной  общественно-исторической практики, прогнозирования социальных и политических последствий.

Высший уровень качества жизни – когда человек выступает организатором и управляющим собственной деятельности, может играть решающую роль в конкретной ситуации, значимой для него и общества, становится полноправным субъектом деятельности в политике, производстве, управлении, культуре и т.д. Это возможно  в обществе подлинной демократии, где личность реализует делегируемые ей народом полномочия.