Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Шувалов В. И. К вопросу об интерпретации исторических взглядов Джамбаттиста Вико

В статье анализируется концепция исторического развития наций известного итальянского учёного Джамбаттиста Вико. Разработанный им принцип типизации стадий развития конкретного социума позволяет предметно говорить о такой дискуссионной в современной науке проблеме, как особенности конкретного национального характера.

The article analyzes the concept of nations’ historical development of the well-known Italian scientist Giambattista Vico. The principle of type design development stages of a particular society developed by him allows us to talk about such a controversial issue in the modern science as the specific features of the national character.

 

Джамбаттиста Вико (1668–1744) – один из самых оригинальных мыслителей Нового времени – не разделял по теоретическим установкам ни одной из современных ему доктрин (3. С. 167; 4. С. VIII; 5. С. 23; 6). Ему принадлежит первенство в формулировании целого ряда общетеоретических принципов исследования исторического процесса, которые получили развитие гораздо позднее.

Теоретические взгляды Вико оформились на обломках гуманистической историографии. Разложение городской демократии в Италии стало прологом глубокого национального упадка: на месте цветущих городских республик утвердились жалкие монархи. На первый план выходит помещичья прослойка, средний класс развит слабо. Таким образом, Италия во времена Вико была погружена «в глубокие сумерки».

Родился Вико в семье мелкого книготорговца и всю жизнь имел дело только с книгами. Его Неаполитанское королевство было самым глухим углом Италии, с монархическим абсолютистским режимом. «Ребенком он был очень жив и непоседлив, но в возрасте семи лет, упав головою вниз  с высокой лестницы на землю, он пять часов пролежал без движения и без чувств» (2. С. 477). Врачи опасались за его жизнь. В дальнейшем «рос меланхоличным и печальным по природе, какою она и должна быть у людей умных и глубоких» (2. С. 477). Учился в иезуитской школе, но бросил из-за зависти учителей. В 16 лет начал адвокатскую практику, выиграв в суде дело своего отца, да так, что его противник с другой стороны лично его поздравил. В качестве домашнего учителя долго работал в одном из замков под Неаполем. Заботясь о большой семье, Вико подрабатывал, сочиняя оды «на случай», свадебные поздравления, хвалебные биографии.  В конце 90-х гг. XVII века получил должность профессора риторики в неаполитанском университете, а в конце жизни король Карл Бурбон даже пожаловал ему должность придворного историографа.

Главная работа, которая обессмертила Вико, – «Основания новой науки об общей природе наций» или просто «Новая наука» (издания 1725, 1730, 1744, уже после смерти автора). Все три издания друг от друга отличаются, т.е. сильно переработаны. Работу трудно читать: тяжелый язык, наивные («жалкие») рассуждения, масса ученых пустяков, собственная терминология. Кроме того, подчеркивая различные оттенки своих мыслей, Вико широко пользовался разнообразными шрифтами (курсивом, жирным, разрядкой) и заглавными буквами.

В статье мы попытаемся актуализировать идеи Вико, связанные с осмыслением им особенностей и характера протекания исторического процесса. Центральные проблемы здесь, условно, можно свести к следующему.

Во-первых, характер исторического процесса определялся Вико как циклическое развитие человеческих социумов по спирали.

Ученый исходил из того, что человечество развивается под влиянием внутренних процессов. Исторические явления закономерны и повторяемы. Для всех народов можно выявить одну идеальную схему исторического процесса, по которой можно построить конкретную историю каждого народа. Ученый выделяет три стадии развития любого исторического цикла: божественную, героическую, человеческую. Европа прошла два этапа (эпоху богов, или период варварских королевств; эпоху героев, то есть собственно феодализм). Сейчас, в новое время, она переживает третью фазу – эпоху людей. Таким образом, в основе теории циклического развития Вико – идея круговорота, но не простого, а по своеобразной спирали, т.е. с усвоением всего нового и полезного, что создано предыдущим циклом.

Состояние каждого этапа можно зафиксировать по четырем социальным параметрам: внутренняя природа людей, нравы эпохи, естественное право, форма государства. «Мы видим, что соответственно этому делению нации в постоянном и никогда не нарушаемом порядке причин и следствий всегда проходят через три вида Природы, и что из этих трёх видов Природы вытекают три вида Нравов, и что из этих трёх видов Нравов вытекают три вида Естественного Права Народов, а соответственно этим трём видам права устанавливаются три вида Гражданского состояния, т. е. Государств» (1. С. 377). Сущность состояния любой нации видоизменяется трижды, а эти компоненты, присутствуя всегда, эволюционируют вместе с нацией.

Таким образом, Вико предлагает как бы идеальную схему развития любого социума, отсюда и название его работы – «Новая наука об общей природе наций». «Мы получили идеальную историю вечных законов, соответственно которым движутся деяния всех наций в их возникновении, движении вперёд, состоянии, упадке и конце, даже если бы (что, безусловно, ложно) в вечности время от времени возникали бесчисленные миры» (1. С. 460).

Во-вторых, основной движущей силой социумов или народов, по мнению Вико, является принцип общественного взаимодействия.

Смена основных циклов в концепции Вико осуществляется в ходе общественного противостояния. Инструментом такого взаимодействия является государство и сопутствующее ему право. Вико рассматривает их как инструмент насилия в процессе борьбы привилегированных слоев общества (национальной элиты) и маргиналов (асоциально ориентированной толпы).

Концепция Вико пессимистична, он не видит здорового начала ни в стремительно вырождающихся элитах, ни в люмпенизированной, маргинальной части населения, которая выступает источником нестабильности.

В-третьих, первый этап развития любой нации – эпоха (век) богов. Условно, для Европы это — период варварских королевств, для Греции и Рима – «легендарные» века их истории, времена «отцов-основателей».

Внутренняя природа людей эпохи богов основывалась на признании личных заслуг как подтверждении «богоизбранности». Это был удел только самых незаурядных личностей.

В подтверждение своего утверждения Вико приводит весьма наивные соображения, но их интерпретация вполне актуальна до сих пор. По мнению Вико, первоначально окружающий мир был дик и грозен и выжить в нём могли не все. Вико считал, что первых людей создал Бог, они были гигантского телосложения и блуждали по горным вершинам как звери. Это было время гигантов, которые распространились по всей Земле и только потом выродились в обычных людей. Первые молнии после Великого Потопа повергли людей в шок, состояние страха и изумления. Только немногие из них смогли проявить инициативу, справиться со своим страхом и обратиться к Богам, посчитав, что только на небесах могут жить те, кто насылает на людей неприятности. «Тогда немногие гиганты (притом самые сильные, рассеянные по чащам на вершинах гор, так как и самые сильные звери имеют там свои логовища), устрашённые и поражённые величественным явлением, причины которого они не знали, подняли глаза и заметили небо» (1. С. 133). Первые гиганты, «увидевшие» (т. е. «выдумавшие») Богов, в глазах окружающих стали «избранными». Таким образом, «страх создал в мире богов» (1. С. 136) и дал привилегии немногим избранным.

Нравы людей рассматриваемого этапа основывались на страхе перед сверхъестественным, которое они сами и персонифицировали, создавая затем мифы и предания.

Рационально объяснить для себя окружающее первые люди ещё не могли, поэтому нравы основывались на поэтике, на образном мировосприятии окружающего. Неслучайно «первыми мудрецами были поэты-теологи» (1. С. 123), которые творили окружающий мир, выдумывая богов по своему образу и подобию. Такие мудрецы  концентрировали в себе простонародную мудрость.

Поскольку люди воспринимали окружающее только образно, фантастически, весь мир был наделён «одушевленными субстанциями», которым и покланялись.

Естественное право на идее личного авторитета, в соответствии с которой индивиды, первыми обратившие свои взоры к богам, занимали в обществе привилегированное положение и имели право распоряжаться другими. «Авторитет первоначально был божественным» (1. С. 138).

Страх перед богами заставил первых гигантов укрыться в горах, вести оседлый образ жизни и поклоняться выдуманным богам. Гиганты, собравшие вокруг себя бродящих людей, и стали первыми господами. Вико называет их Отцами или Главами Семей. За то, что они спасли в своих убежищах обычных людей, Главы Семей получили право распоряжаться любой собственностью. Аутсайдеры же стали первыми плебеями, получив в управление временную (прекарную) собственность.

Форма правления, государственность эпохи богов – теократия, власть жрецов.

С течением времени Главы Семей, Отцы объединяются в города. В соответствии с нравами данной эпохи, авторитет в обществе мог иметь только религиозные основания. Постепенно все Главы Семей параллельно становятся и жрецами первых городов. Поэтому миром правит теократия.

В-четвертых, второй этап эволюции нации – эпоха (век) героев. Условно, для Европы это – классическое средневековье, для Древнего Мира – периоды Гомеровской Греции и Рима эпохи Царей.

Внутренняя природа людей этой эпохи основывалась на восприятии благородства происхождения, «естественного благородства» (1. С. 378). Потомки первых Глав Семей и Жрецов первых городов обладали наследственной избранностью, превосходством над остальными людьми. Они могли и брали на себя ответственность.

Нравы людей этого периода были «гневливы и щепетильны» (1. С. 379). Во главу угла ставилась честь, благородство нельзя было запятнать неподобающим, низким проступком. Всё основывалось на традиционном кодексе поведения.

Естественное право основывалось на праве силы, но ограниченном честью, благородством происхождения. Эпоха героев – это время непрерывных войн с целью демонстрации своей доблести. «Они вели между собою вечные войны с непрерывными грабежами и нападениями» (1. С. 277).

Форма правления, государственность эпохи героев — аристократический режим, опирающийся на сословные ограничения. Аристократия считала своё происхождение божественным, тогда как у плебеев оно было низким. Однако с течением времени плебеев становилось всё больше, последние стали требовать себе прав. Потомки прежних глав Семей вынуждены были объединиться и создать охранительный режим. Ограничения были закреплены сословным состоянием. «Эта форма состоит, как удостоверяют также и политики, лишь в защите границ и сословий, чтобы люди, совсем недавно обращённые к культуре, даже самою формой своего правления принуждены были в течение долгого времени оставаться замкнутыми в самих себе» (1. С. 270). Подобная система координат фиксировалась с помощью религиозных установок.

В-пятых, третий, завершающий, этап национального развития – эпоха (век) людей. Условно, для Европы это Новое время, для Рима – республика и империя, для Греции – полисы и греко-македонская монархия.

Внутренняя природа людей в рассматриваемый период основывалась на рассудке, на понятии равенства всех индивидов. Естественная убыль аристократии и демографические процессы привели к перемешиванию и растворению исторических различий. На первый план выходят различия имущественные, а во всём остальном люди равны.

Нравы основываются на формально-юридических принципах. Кодекс поведения гражданина имеет формально-юридический оттенок и фактически не касается морального и этического аспектов поведения.

Естественное право основывается на идее гражданской сознательности. Общество, в котором «все уравнены законами» (1. С. 380), естественно и необходимо.  Абсолютизируется логика, «Человеческий Разум» (1. С. 379).

Форма правления, государственность в век людей, – как это ни парадоксально, – монархия, закономерно сменяющая сломавшие старую аристократию народные республики. Связано это, по мнению Вико, с тем, что, как только плебеи героических городов возросли в числе, они стали издавать законы без санкции аристократии. Общественное противостояние привело и к смене формы государственности. Однако в народных республиках сразу «возникли партии, начались восстания и гражданские войны, и во взаимном истреблении наций возникла форма Монархии» (1. С. 417). Таким образом, сильная власть приходит только в форме монархии, которая является, по мнению Вико, оптимальным вариантом правления.

Исторические взгляды Вико («викианское учение») наглядно доказывают, что рефлексия интеллектуала  индивидуальна, она не зависит напрямую ни от одного духовного или социально-экономического параметра, определяющего развитие того или иного общества.

 

Список литературы:

 

  1. Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки. М.–Киев: «REFL-book»–»ИСА», 1994. 656 с.
  2. Вико Джамбаттиста. Жизнь Джамбаттиста Вико, написанная им самим // Вико Дж. Основания Новой науки. М.–Киев, 1994. – С. 477–502.
  3. Косминский Е. А. Историография средних веков (V в. – середина XIX в.). Лекции. М.: Изд-во московского университета, 1963. 430 с.
  4. Лифшиц М. А. Джамбаттиста Вико (1668–1744) // Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки. М.–Киев, 1994. С. V–XXVIII.
  5. Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М.: Высшая школа, 1990. 512 с.

6. Berry Th. Historical theory of Giambattista Vico. Washington.