Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Денисенко Н. Н. Ноосферные подходы к системе образования

В данной статье автор обращается к актуальной теме формирования здорового образа жизни на основе развития психофизической культуры – инновационного подхода в обучении детей и подростков.

This article is devoted to the topical issue of forming a healthy way of life through mind-body culture, which is an innovative approach to teaching children and adolescents.

 

Современные условия жизни человека в условиях глобальной урбанизации, социальной нестабильности и климатических катаклизмов вызывают все возрастающие  психологические и функциональные напряжения в жизни отдельных личностей и человеческого общества в целом.

Все эти изменения тесным образом связаны с космическими процессами и эволюционными преобразованиями ноосферы. Известно, что в настоящий период Солнечная система  входит в новый галактический период развития, который характеризуется повышением частотных характеристик электромагнитного поля Земли [1 ].

Организм человека, его психофизиологические параметры, также активно перестраиваются в новых космопланетарных условиях. Эти изменения, как правило, легче происходят у молодого поколения. Однако для людей среднего и более старшего возраста они становятся болезненными и зачастую непреодолимым препятствием к стабилизации здоровья, несмотря на методы традиционной медицины. Кроме этого, эти классические методы зачастую становятся причинами нарушения нормального процесса адаптации организма человека.

Назрела острая необходимость в усвоении новых современных методов поддержания гармонизации и  работоспособности организма человека. В настоящее время такими методами являются энерго-информационные технологии, созданные на универсальных  принципах и системном синергетическом подходе к психологическому и функциональному единству человека и  биосферы Земли.

В начале XXI века медики всего мира заговорили о резком ухудшении здоровья людей, о высоких показателях заболеваемости, инвалидности и смертности среди всего населения планеты.

Ученые всего мира отмечают, что все подходы в области современной психофизической культуры, претендующие на здоровьесбережение и здоровьеразвитие жизни людей, не удовлетворяют изменениям, происходящим во Вселенной.

Резкое повышение мощности электромагнитного излучения в крупных городах, в 30…70 тысяч раз превосходит естественное природное излучение. Резко возросла активность Солнца. В 4…5 раз увеличилась скорость перемещения в межпланетном пространстве облаков намагниченного излучения Юпитера и Урана. В высшей степени возросла стимулирующая (антигравитационная) активность космических излучений. Положение отягощается нарастанием природных и техногенных катастроф, появлением многочисленных новых видов возбудителей инфекционных болезней.

С приходом нового века становится все более очевидно, что устаревшая парадигма развития цивилизации заводит нас в безнадежный тупик. Усилия многих стран мира на протяжении последних  лет направлены на реализацию решений международных конференций (Рио-де-Жанейро, 1992г., Йоханнесбург, 2002 г.) по  разработке новой концептуальной доктрины обеспечения безопасности и устойчивости развития цивилизации в 21-ом веке. Эти же проблемы касаются и области создания новой научной парадигмы.

При этом в последние годы биоинформационная концепция Человека не раз становилась предметом оживленных дискуссий  у ученых  и  в управленческих кругах. Причиной  явилась проблема того, что до сих пор не создана теория живых систем. Существует большое количество новых подходов к изучению Человека (нелинейная динамика, теория катастроф, универсология, когнитология, синергетика, теория систем, эниология и т.п.), но единого подхода до сих пор не создано. Однозначно установлено только то, что живую систему нельзя понять с помощью анализа, т.е. с помощью линейного (механистического) подхода. Принцип «познай себя» является актуальным и до сих пор. Познание Человеком самого себя означало бы расшифровку глобальных тайн Мироздания. Последняя нобелевская конференция «Конец науки» в Сан-Диего (США) в 1989 году четко определила, что для познания тайн природы Человека требуется новая биоинформационная концепция.

В настоящее время актуальна проблема разрыва между быстро развивающимися экспериментальными науками и законами формирования общеорганизменных функций. Очень большие достижения в экспериментальных областях науки, но очень мало теоретических объяснений полученных результатов. Именно этот методологический разрыв не позволяет создать единую теорию об организме человека как целом. Решением данной проблемы может явиться моделирование ноуменальных процессов в Природе (естественных информационных технологий), где главным аспектом является решение проблемы целостности.

Согласно системному пониманию жизни, паутина жизни состоит из сетей, нет линейных пирамид систем, нет «над» и «под». В Природе есть лишь сети, вложенные в другие сети. Природа живых систем в высшей степени не линейна. С системной точки зрения, понимание жизни начинается с понимания паттерна. Структура может быть измерена (это линейных подход), паттерн должен быть обозначен конфигурацией взаимоотношений, вычерчен (это нелинейный подход).

Ясно, что жизнь вне Универсальных законов Мира ведет к гибели человечества  и разрушению биосферы Земли, о чем свидетельствует существующий в настоящее время цивилизационный кризис. Это и есть развитие системы с линейным подходом, с преимущественно отрицательными энергиями, которая ведет себя к саморазрушению и гибели.

Суть кризиса заключается в том, что используются в основном традиционные методы физического образования и культуры, ориентированные на ее прошлый опыт, устаревшие привычки, в отсутствии ориентации на новейшие исследования, научные открытия в области психофизиологического здоровья людей.

Отсутствует понимание того, что здоровье человека напрямую сопряжено с процессами, происходящими во Вселенной, обусловленными Биологической Обратной Связью (БОС).

В настоящее время в семнадцати европейских странах смертность превышает рождаемость. Из двадцати наций с низким уровнем рождаемости восемнадцать – европейские. К 1960  г. люди  европейского происхождения составляли четверть мирового наследия, в 2000 г. – одну шестую, к 2050 г. составят одну десятую.

В России ежегодно регистрируется 155…185 млн. случаев заболевания острыми и хроническими болезнями, из которых 100 млн. – с впервые установленным диагнозом. Ежегодно около 700 тысяч россиян умирают. Общее число психических больных возросло с 3,14 млн. до 3,88 млн., или увеличилось на 19,1 %, а интенсивный показатель – с 2117,2 до 2667,5 на 100 тыс. населения, или на 26 %.

Крайне напряженная эпидемиологическая обстановка сложилась по заболеваниям, передаваемым половым путем. Зарегистрирован 1 млн.165 тыс. больных. За последние 9 лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раза,  в 10,7 раза возрос уровень заболеваемости наркоманией и алкоголизмом. Среди всех причин смертности на долю гибели от травм, отравлений и несчастных случаев приходится 14%. На 100 тыс. населения это составляет 214,3 случая («Медицинская газета», 2011 г.)

Разразившуюся катастрофу в СМИ всего мира сводят к пресловутой политической воле лидеров государств и здоровьеразрушающей системе образования.

Происходящие перемены в обществе и Мире требуют новой системы психофизиологической культуры – инновационного подхода в обучении основам физического здоровья и воспитании здорового образа жизни, что способствовало бы формированию у личности способности к проективной созидательности будущего, ответственности за него, веру в Универсальные Законы Мира, в себя, в свою здоровую жизнь  и своих потомков.

Самым вопиющим фактором является падение здоровья детей и подростков.

Как показывают исследования, проведенные специалистами в последние несколько лет, основной причиной кризиса является несформированность у детей и подростков целостного, природосообразного здорового мышления. В традиционной школьной системе, аппелирующей в большой степени к вербально-логическому, т.е. левополушарному мышлению, у школьников страдает развитие таких жизненно необходимых функций мышления, как образность, видение «картины в целом»? Гибкость мышления, проектная функция мозга. Недоразвитие данных функций приводит к фрагментарному, непоследовательному усвоению знаний и бесцельности обучения, которое не представляется ученику личностно значимым, что в первую очередь отражается на его здоровье, формирует потребительское отношение к Миру.

Изменить положение сможет новый способ мышления, новая психофизическая культура людей, ноосферные подходы к образованию, то есть новая научная парадигма.

Программа ноосферного подхода к образованию как научное исследование, нацелена на предоставление социуму новой ноосферной психофизической культуры, основанной на новейших открытиях в науке о человеке, которые сопряжены с природосообразными здоровьесберегающими вековыми традициями славян.

На современном этапе развития новой научной парадигмы и ноосферной системы образования и воспитания существует много различных направлений, исследований и деятельности:

— Ноосферная наука, универсология и философия;

— Ноосферное образование: организация, управление, опыт развития;

— Подготовка педагогических кадров для биоадекватного преподавания учебных дисциплин;

— Создание биоадекватных учебников и учебных пособий;

— Ноосферное воспитание;

— Ноосферная психология;

— Ноосферная медицина;

-Экспертно-аналитическая деятельность;

— Образовательно-просфетительская деятельность в ключе создания новой научной парадигмы;

— Технолого-производственная деятельность в аспекте ноосферного образования;

— Ноосферная культура, искусство, творчество;

— Фандрайзинг;

-Ноосферное здоровьеформирование, здоровьеразвитие, здоровьесбережение.

В наших предыдущих работах делалась попытка обобщить накопленный многолетний опыт работы применения специально отобранных  технологий и методов по  диагностике и коррекции функционального состояния людей различного возраста, а также спортсменов, различной квалификации и специализации [  2,3,4   ].

Данная работа представляет собой новое направление в системе ноосферного развития общества – исследование ноосферной психофизической культуры.

Новизна представленной темы порождена также реалиями новейших научных открытий в области психофизиологии, которые опровергают утверждение о том, что нервные клетки не восстанавливаются и не размножаются.

Все известные в настоящий момент способы регенерации нейронов используются случайным образом, фрагментарно и нецеленаправленно.

Ранее вопрос о стимуляции роста, развития и восстановления нервных клеток при обучении и воспитании личности не стоял вовсе.

Впервые в ноосферном образовании предлагается комплекс методов и здоровьесберегающих упражнений, которые способствуют стимуляции роста, развитию и восстановлению нервных клеток.

Программа ноосферного образования, рассматриваемая в данной работе, является основополагающей платформой в развитии направления ноосферной психофизической культуры. Данная программа научно-теоретически и методологически соотносится с Всеобщими Универсальными Законами Мира, Общими законами человеческого общества, Общими законами управления, специальными законами психики и физиологии.

В настоящее время в мире широко ведется научный поиск в области междисциплинарных исследований универсализации и оптимизации процессов развития Человека.

Внедрение ноосферной методологии в системе образования позволит: повысить эффективность функционирования и прогнозируемости развития систем; сократить расходы и издержки общества; согласовать многоуровневые интересы в обществе с целью устранения конфликтов, кризисов, стрессов, а также для преодоления односторонности развития человека, ведущей к его страданиям и заболеваниям.

В этом смысле востребованность в междисциплинарном синтезе подходов по формированию ноосферной психофизической культуры, как в универсальном подходе к исследованию разнообразных явлений бытия и определении эффективных путей развития чрезвычайно высока. Разработка этих путей и является дальнейшей задачей нашего исследования.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Бреус Т.К., Халберг Ф., Корнелиссен Ж. Влияние солнечной активности на физиологические ритмы биологических систем // Биофизика. 1995. Т. 40. Вып. 4. С. 737–749.
  2. Статья в сборнике статей международной научной конференции «Экологическая безопасность регионов России и риск от техногенных аварий и катастроф» (ВС-35-47) – Денисенко Н.Н., Ильина Н.Л., Марьин В.К. «К вопросу о новой научной парадигме», — Пенза, 2007 г., с.9…14.
  3. Статья в сборнике статей Всероссийской НПК с международным участием – Ильина Н.Л., Денисенко Н.Н. «Современные биоинформационные технологии и научно-методические аспекты здоровья», — Пенза: ПГПУ, 2008 г., с.44…45.
  4. Cтатья в Вестнике Пензенского отделения Российского философского общества №2 – Денисенко Н.Н., Ильина Н.Л.«Космобиоритмология и новое время», — Москва-Пенза, 2009 г., с.152…160.