Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Кутуев Р. Ф. Согласование экономических интересов как основа модернизации экономики РФ

Статья посвящена согласованию экономических интересов в экономике РФ. Приводятся основные положения, касающиеся путей выхода страны из кризиса государственных структур. В статье рассмотрено взаимодействие и взаимовлияние частных и общественных экономических интересов.

Article focuses on the harmonization of the economic interests in the Russian economy. Also given main principles concerning the ways to end the crisis of the state structures. The article considers the interaction and mutual influence of public and private economic interests.

 

Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам природных ресурсов и организации их добычи. Однако “проедание” активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают.

Руководством страны было определено, что стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития. [1.]

Важно также отметить, что решение накопившихся проблем и противоречий невозможно без реализации экономических интересов всех участников модернизационного процесса.

С начала рыночных преобразований в России в 90-е годы определенные надежды возлагались на формирование институциональной среды, считалось, что становление и развитие соответствующих институтов позволит полностью раскрыть потенциал всех экономических субъектов. Но число и многообразие институтов само по себе не становится фактором прогресса, потому что дело не в количестве законов, а в механизме и обязательности их исполнения. Экономические факторы в виде рыночного конкурентного механизма уступают неэкономическим. А собственники и компании остаются беззащитными. [2.]

Особенно это проявляется в ущемлении прав миноритарных владельцев акций многих российских компаний, которые годами не могут получить никаких дивидендов. Обычным делом стало рейдерство, а экономика в целом до сих пор не может выйти на адекватную информационно-технологическому этапу структуру. Всё это сильно бьёт по такому важнейшему общественному институту как институт частной собственности. Очевидно, что при таком положении дел ни о каких серьёзных инвестициях из-за рубежа говорить не приходится. Несколько упрощая, можно сказать, что инвесторы принимают решение о вложении средств в экономику главным образом исходя из соотношения доходности и рисков. Доходность капитала в России высокая, но из-за значительных институциональных рисков инвесторы не спешат вкладывать деньги в страну.

На основе опыта развитых стран считалось, что приватизация государственной собственности резко повысит эффективность экономики и поднимет качество жизни населения. И хотя сегодня доля частного сектора в России не уступает развитым экономикам, большинство отраслей в упадке, а производительность труда продолжает в  разы уступать ведущим странам. Получается, что частный собственник становится эффективным и производительным не обязательно потому, что он частный, а при определенных условиях. Такие условия создают государство и общество. [2.]

Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере. Изменение прежнего порядка, при котором централизм достиг апогея, привело к тому, что в России быстрее пошёл процесс разрушения старых механизмов централизованного государственного регулирования, нежели создания новых, необходимых для проведения эффективных рыночных преобразований.

Неприятие тоталитаризма, ориентация на либерально-демократическую систему ценностей не означает, что переходить следует к некой абстрактной “безгосударственной” рыночной модели. В России многими воспринята как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искажённо трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведённой в ходе социального эксперимента 20 века до крайних форм. [3,230.]

Главной задачей государства таким образом будет установление чётких “правил игры”. Под правилами игры мы понимаем совокупность общественных институтов, которые в большей или меньшей степени регулируют все сферы жизни как индивидов, так и государства. Экономический базис согласно Марксу является основой, на которой зиждутся остальные  сферы общественной жизни. Стало быть, это основа функционирования всей общественной системы.

Теоретически возможно найти оптимальное соотношением между предпринимательским творчеством, административным ресурсом и качеством жизни граждан страны. Но для этого необходимо выработать собственную модель инновационного развития страны. Элементарный вопрос «Кому это выгодно?» выводит на экономические интересы всех участников рыночного развития. То есть необходима гармонизация экономических интересов и предпринимателей, и чиновников, и населения. [2.]

Все экономические интересы можно условно разделить на две большие группы. Одна группа касается частных интересов, а другая общественных. Носителем частных интересов являются индивиды. Общественные интересы призваны выражать государственные институты. Однако на практике административный ресурс часто используется не по назначению, а именно в узкокорыстных целях его владельцев. Это приводит к тому, что частные экономические интересы физических лиц, как наёмных работников, так и предпринимателей, которые по сути являются двигателями общественного прогресса, не могут быть в должной мере удовлетворены. Рентоориентированное поведение бюрократического аппарата тормозит нормальное развитие общества. Всё это происходит на фоне правового нигилизма со стороны выразителей частных интересов – граждан. Отсутствие нормального гражданского общества только потворствует сохранению status quo.

Поскольку государственные и общественные институты существуют за счет граждан и бизнеса, постольку национальные экономические интересы должны способствовать росту благосостояния населения и эффективности предпринимательства. Природа частного интереса такова, что получение дохода или прибыли достигается любым способом, если в обществе царит атмосфера вседозволенности, которая порождает безответственность.

Модернизация — объективный процесс в рыночном развитии при субъективном исполнении. К числу субъектов модернизации относятся и высшие государственные институты. Зачем модернизация нужна и кому она не выгодна? В самом общем и простом смысле модернизация — это обновление, которое является неотъемлемым элементом нормального рыночного развития. Если исходить из того, что переходный период от планового хозяйства на рыночные рельсы движения завершился, то российская экономика может выходить на траекторию общепринятого рыночного развития. В этих условиях модернизация нужна абсолютному большинству населения, которое надеется на улучшение своей жизни, на приближение ее стандартов к уровню передовых стран. [1.]

Существует ряд факторов, которые тормозят модернизацию. Главным из них является коррупция. Природа этого явления такова, что любые инициативы, исходящие как от самой власти, так и со стороны бизнеса, будут истолковываться неверно. Коррупция в России — это непременный спутник большинства финансовых потоков, сопутствующих государственным заказам. Другой проблемой является монополия —  явление, которое по своей сути является противоположностью конкуренции, а стало быть и модернизации.

Государство должно выработать чёткие механизмы решения основных своих проблем. Важно проводить последовательную политику в достижении гармонизации экономических интересов. Со стороны государства важно проводить комплексную работу в направлении совершенствования культуры общества, в особенности предпринимательской культуры. Победить коррупцию можно только при ужесточении наказания за данный вид преступления. Преобразование (даже частичное) основных государственных институтов  приведёт к повышению инвестиционной активности, росту экономики, притоку капитала из-за рубежа. Большее количество капитала обеспечит лучшие стандарты жизни населения, что в свою очередь, при сохранении государством курса на модернизацию, должно привести к дальнейшему институциональному преобразованию.

 

Список литературы:

 

  1. Сухарев О.С. Модернизация экономики России: проектировочная задача или умозрительное заблуждение? http://mangoinvest.net/002/modernizatsiya-ekonomiki-rossii-proektirovochnaya-zadacha-ili-umozritelnoe-zabluzhdenie
  1. Пороховский А.А. Экономические интересы – ключевое звено модернизации.   http://archive.econ.msu.ru/journal/issues/2010/2010.volume_2.issue_2/Economic_interests_-_a_key_link_of_upgrade/
  2. Алейников Б. Н. Институт права собственности и социальное государство в России. – СПб.: Издательство юридического института, 2008. – 348 стр.