Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Кондрашин В. В. О пользе истории для современников: размышления историка-практика в связи с «Годом истории» в России

Статья посвящена анализу практической значимости исторической науки для современных россиян, ее образовательной и воспитательной функций, краткой характеристике наиболее важных концептуальных положений отечественной истории. Статья приурочена к «Году истории» в России, объявленному Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Article is devoted to the analysis of the practical importance of a historical science for modern Russians, its educational functions, the short characteristic of the most important conceptual provisions of national history. Article is dated for «Year of history» in Russia, declared by the President of the Russian Federation D.A.Medvedev.

 

«Папа, объясни мне, что такое история и зачем она нужна?», — спросил сын отца-историка. Так начинается книга Марка Блока «Апология истории или ремесло историка»[1]. Автор книги — один из самых замечательных историков ХХ века. Он заслуживает нашего внимания хотя бы потому, что как участник французского сопротивления был замучен нацистами в гестапо, не выдав ни одного своего товарища.

«История – это наука о людях во времени, это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках», — ответил Марк Блок в написанной им книге на поставленный мальчиком вопрос[2].

Примерно то же самое говорил об истории и выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский. Целью исторического изучения служит познание происхождения, хода условий, форм и природы человеческого общежития, — указывал он[3].

Таким образом, история – это наука о людях, живших в прошлом, наших предках, благодаря которым существуем мы и наша страна. И мы не должны, вспоминая русскую поговорку, «быть Иванами, не помнящими своего родства», то есть не знать своей истории.

Но есть ли от знания истории какая-то практическая польза?

Снова обратимся за ответом к реальным авторитетам.

Древнегреческий историк Диодор говорил: «История добывает для юности разум стариков».

Живший во времена великого Цезаря римский философ и политик Цицерон утверждал: «История — свет истины, учитель жизни, не знать истории — значит всегда быть ребенком».

На эту тему размышлял и Ключевский: «Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? — спрашивал он и отвечал: «Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения»[4].

В этой связи современные проблемы России имеют исторические корни, они не появились на пустом месте. Существует единство и неразрывная связь времен. Поэтому историю нужно знать, чтобы лучше разбираться в современности. «В нашем настоящем слишком много из прошедшего»[5], «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что уходя, не убрало своих последствий»[6], «История не учительница, а надзирательница, magistra vitae: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», — писал на эту тему Ключевский[7]. «История — это  «политика, опрокинутая в прошлое, без знания которой нельзя вести политику настоящую», — справедливо подметил советский историк Покровский[8].

Таким образом, знание истории помогает лучше ориентироваться в современном мире, идентифицировать себя как россияне, у которых своя страна, свой язык и своя вера, которые они должны оберегать и защищать, как это делали их родители, бабушки и дедушки, наши предки.

Знание истории поможет нам чувствовать себя более уверенно, имея за спиной многовековой опыт своих предков, при решении современных проблем, потому что вы будете знать их исторические корни, увидите их причины. Говоря медицинской терминологией, это позволит нам поставить правильный диагноз болезни, а значит найти для ее лечения нужные лекарства, а не залечить больного, как сделал, например, Горбачев с больным, но поддающимся лечению Советским Союзом[9].

Россия, как и все другие государства, имеет свою историю. Но она отличается от истории других стран, прежде всего тем, что это история не рядового государства, а великой страны. На протяжении более 1000 лет она оказывала влияние на ход мировой истории. Да и сейчас, несмотря на груз нерешенных проблем, российское руководство, следуя традиции и понимая свою историческую ответственность, перефразируя слова Андрея Макаревича,  «не прогибается под изменчивый мир», не пляшет под чужую дудку, а делает все, чтобы «он прогнулся под нее», то есть отстаивает национальные интересы страны[10].

И это связано с особенностями исторического развития России, которые нужно знать, чтобы лучше понимать ее современные проблемы. Их установили выдающиеся российские историки: Василий Никитович Татищев, Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев, Василий Осипович Ключевский, Леонид Васильевич Милов и другие. Это природно-географический фактор, особая роль внешнего фактора и сильной централизованной власти в истории России[11].

Россия всегда была и остается огромной страной с большими богатствами, на которые зарились и зарятся ее соседи. Она была объектом и стояла на пути многочисленных завоевателей, неоднократно прикрывая собой и спасая Европу. Россия дважды спасла ее и весь мир, когда в 1812 г. сорвала планы мирового господства Наполеона Бонапарта, а в 1945 г. – Адольфа Гитлера.

Влияние внешнего фактора – это особенность нашей истории. Необходимость постоянно противостоять ему, защищать и осваивать огромные просторы страны сформировали в России особую форму власти – сильную централизованную власть в виде самодержавия в царской России, бюрократической власти КПСС в советское время, сильной президентской власти сейчас.

В силу исторических особенностей власти, в России от того, кто стоял во главе государства, зависело очень многое. «Как поп, таков и приход», — гласит старая русская пословица. Роль личности, руководителя страны была огромна в нашей истории. Если он соответствовал стоящим перед страной задачам и проводил нужную политику, Россия шла вперед.

Если во главе государства оказывался слабый руководитель, или сильный руководитель заменялся на слабого и в результате замедлялись или приостанавливались начатые им нужные стране, хотя и болезненные реформы, Россия переживала катастрофы. Примеры Александра II, Николая II и Горбачева – убедительное тому подтверждение. Поэтому России нужен сильный лидер. Это наша традиция[12].

Но российский народ, как писал Ключевский, никогда не был «калужским тестом», из которого власть лепила все, что хотела и может лепить все, что хочет[13]. Народ всегда был активным субъектом истории и наравне с правящей элитой строил Российскую державу, менял ее облик, сметал, казалось бы, на века установившуюся власть, если она отрывалась от народа и была недееспособной с точки зрения решения национальных задач.

«Русская колонизация» Сибири и Дальнего Востока[14], создание одной из самых великих культур и науки, освоение космоса – яркое тому подтверждение.

Наконец военная доблесть предков – это свидетельство силы духа народа. Русская армия и наш народ всегда удивляли мир стойкостью в самых безнадежных ситуациях. На одной из конференций, посвященных Великой Отечественной войне, в которой нам пришлось участвовать, французский историк в качестве главной причины поражения Франции от фашистской Германии в 1940 г. назвал страх французов перед войной, который остался у них со времен Первой мировой войны, и парализовал их. Они просто не хотели умирать за Францию и поэтому сдавались немцам, целыми полками под белыми знаменами[15].

А наша молодежь, как и весь народ, в годы Великой Отечественной войны, также как и в другие годы военного лихолетья, оказалась сильнее духом и умирала за Родину. В 1941 г. красноармейцы не сдавались с белыми флагами, их брали в плен, когда кончались патроны, не было связи, были ранены или погибли командиры. Красная армия училась воевать с сильным и лютым врагом, не знавшим поражений[16]. В битве за Москву Г. К. Жуков отдал приказ, запретивший войскам ходить в лобовые атаки! Таков был порыв нашей армии, нашей молодежи!

История России, как и человеческая жизнь, противоречива и неоднозначна. В ней есть и хорошее и плохое. Но это наша история и, как говорил, древнегреческий драматург Агафон: «Даже боги не могут изменить прошлое». Поэтому мы должны знать все, что было в нашей истории, но не для того, чтобы судить своих предков, а для того, чтобы понять их. Почему они жили именно так, можно ли было жить и действовать по другому. То есть, важнейшим подходом к истории должен быть принцип историзма, учета особенностей эпохи, психологии, менталитета живших тогда людей.

В любом случае нам есть чем гордиться в нашей истории. Это боевые, созидательные, духовные традиции наших предков. Опора на них и приумножение их на своей Малой Родине – это и есть национальная идея современной России[17].

В настоящее время история стала полем битвы за национальные интересы России. За рубежом и в самой стране в сознание молодежи внедряются ложные представления о нашей истории, идет прямая ее фальсификация. На Россию возлагается ответственность за голод на Украине в 1932 – 1933 гг., вторую мировую войну, прославляются пособники фашистов в Прибалтике, на Украине и даже в России, предпринимаются попытки вычеркнуть из национальной истории советский период[18].

Цель всей этой кампании – сформировать у россиян чувство вины, исторической неполноценности, а следовательно неуверенности в своих силах. А это значит ослабить Россию, помешать ее руководству решить доставшиеся от прежних времен и возникшие новые проблемы. А слабая Россия – это путь в никуда.

Поэтому задача россиян, особенно молодежи быть начеку, уметь отстаивать правду истории своей страны, а для этого нужно ее хорошо знать.

У нас не должно быть чувства неполноценности от того, что мы живем в России, у нас есть все основания для исторического оптимизма, потому что в истории России были времена и похуже, и их пережили ваши предки, сохранив Россию, передав груз ее достижений и проблем новым поколениям.

История России ни чем не хуже, чем история Европы или США, она просто другая, но такая же интересная и поучительная.

Глядя из глубины веков можно с полной уверенностью сказать, что Россия – это великая страна с великой историей и великим будущем.

[1] Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. Издание второе, дополненное. М., 1986. С. 2.

[2] Там же. С. 8.

[3] Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I. М., 1987. С. 33 – 48.

[4] Ключевский В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993. С. 33.

[5] Там же. С. 80.

[6] Там же. С. 6.

[7] Там же. С. 36.

[8]  Историк-марксист. 1929. Т. 14. С. 11.

 

[9] См. на эту тему: Lewin M. The Gorbachev phenomenon: A historical interpretation. L., 1988; Левин М. Советский век. – М.: Издательство «Европа», 2008 и др.

[10] Эти слова А. Макаревича вывешены в виде слогана над центральным входом в Высшую школу социальных и экономических наук в Москве.

[11] См. на эту тему: Историческая наука России в ХХ веке. М., 1997. – 568 с.; Историки России. XVIII – начало XX века. М., 1996. – 688 с. и др.

 

[12] Кондрашин В.В. За созидание без революций // Пензенская правда. 2012. 27 января. С. 4.

[13] Он же. Россия: из прошлого в будущее. Взгляд историка // Педагог. 2012. № 2. С. 6.

[14] См. на эту тему оценку А.И. Герценым героического подвига русского народа по освоению Сибири (Герцен А.И. Собр. Соч. Т. IX. С. 154, 458).

[15] Об этом говорил на Международной научной конференции «Международные отношения в Европе, 30-е годы ХХ века: историографический и источниковедческий аспекты», состоявшейся в Санкт-Петербурге 21 – 22 апреля 2011 г. французский историк В. Буле (см. материалы конференции: Клио. 2011. № 3. С. 120 – 126).

[16] Об этом шла речь на Международной научной конференции в Москве «Нацистская политика геноцида на территории Восточной Европы», состоявшейся 26 – 28 апреля 2010 г. в Москве (см. материалы конференции: «Война на уничтожение. Нацистская политика геноцида на территории Восточной Европы. М., 2010. – 504 с.).

[17] На тему сохранения Малой Родины проводится ежегодная научная конференция в селе Степановка Бессоновского района Пензенской области, организованная В.Е. Малязевым (см. 9 выпусков материалов конференции).

[18] См. на эту тему материалы дискуссии: «Десоветизация»: планы и последствия. Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» (Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2011. № 1. С. 4 – 47).