Центр современной практической философии. Проект доктора философских наук Андрея Геннадьевича Мясникова и Пензенского отделения Российского философского общества

Липовский Ю. И. Некоторые размышления о патриотизме

«Дай Бог, чтобы твоя страна

Тебя не пнула сапожищем»

Е. Евтушенко

 

Патриотизм, как особый тип национально-государственного самосознания населения, имеет свои исторические сроки и связан с судьбой государства и наций. Согласно марксистской концепции в будущем (весьма отдалённом) произойдёт отмирание государства, слияние наций и образование единого человеческого общежития. Естественно, уйдёт в прошлое и патриотизм. Есть определённые основания полагать, что марксизм здесь не далёк от истины и процесс этот получил начало в Европе и Северной Америке. Создание Европейского союза, европарламента, единой европейской валюты, единого рынка товаров и услуг, свободное перемещение населения в рамках Союза при номинально существующих государственных границах, создание международных корпораций, превращение английского языка в международный и т.д. – очевидное доказательство начала этого процесса. В США 5,5 млн. русских получили американское гражданство.

Мне довелось четырежды побывать во Франции. Когда я оказался в Париже, через семь лет после первого посещения, то был поражён. Представители арабского населения на Монмартре, втором по значимости проспекте после Елисейских полей, которые раньше были едва заметны, теперь просто бросались в глаза. Магазинчики, лавчонки, бары были уже в руках выходцев их бывших колоний Франции.

Патриотизм традиционно рассматривался не только как политический, но и как нравственный принцип, не только как любовь к отечеству, но и как долг защищать его и работать на его процветание. Добровольная эмиграция рассматривалась как невыполнение этого долга и осуждалась как преступление.

В наше время произошла определённая коррекция понимания этого долга. Долг защищать Отечество остаётся бесспорным. Но утвердилось понятие свободы личности в выборе места проживания. В этом плане добровольная эмиграция не подлежит осуждению. Она есть форма протеста против тех социальных условий жизни, изменить которые в рамках своего отечества не представляется возможным. А.И. Герцен оставил Россию не потому, что не был патриотом, он не мог согласиться с тем политическим режимом, который существовал тогда в стране. Эмигрировавшие из СССР диссиденты поступали подобно Герцену и должны быть морально реабилитированы.

Проблема соотношения патриотизма, как долга перед Отечеством, представляется, должна решаться с учётом обстоятельств и, в первую очередь, в связи со спецификой политического режима в стране. Политический режим способен укреплять патриотические чувства или деформировать их.

Массовая сдача в плен наших солдат на начальном этапе войны с фашистской Германией является неприятным фактом. В 1941 году наши солдаты, попав в окружение, сдавались сотнями тысяч. В сражении под смоленском пленных было столько, что немецкое командование сняло с фронта две пехотные дивизии (заметно ослабив центральную группу войск), чтобы конвоировать пленных в польские концлагеря. Немецкие историки утверждали, что, окружив Советские войска Юго-Западного фронта, из 1млн 300 тыс. наших солдат взяли в плен 700 тысяч солдат. Даже если они преувеличили число пленных вдвое, то опять же количество пленных составляло тысячи.

Всего же в немецком плену за время войны в немецком плену оказалось более 5 млн. наших солдат и офицеров (численность Советской армии в 1938-39гг. – 1,5 млн. человек). Командование Красной армии было вынуждено создать так называемые «заградительные» отряды позади боевых порядков, которые расстреливали из пулемётов отступивших и перебежчиков. Такого не было на русско-германском фронте в первую мировую войну.

В 1941 году солдаты Красной армии в большинстве своём – призванные на службу крестьяне. Политика советской власти по отношению к крестьянству основывалась на марксистском учении о том, что при социализме крестьянство как класс мелких собственников должен быть ликвидирован и превращён в с/х пролетариат. Раскулачивание, затронувшее среднее крестьянство, лишение крестьян собственности на землю (сразу после Октября вся земля была национализирована, стала государственной собственностью), коллективизация, порой насильственная, когда крестьяне лишались своего скота, отсутствие денежного вознаграждения за труд в колхозах, отсутствие паспортов и прикрепление к колхозам, уголовное преследование за невыполнение норм труда (новое крепостное право) воспринимались многими как вопиющая несправедливость, поскольку в гражданскую войну крестьяне составляли основной костяк Красной армии. Бросая винтовки, эти солдаты не хотели жертвовать жизнью ради такого политического режима.

Были, разумеется, в начале войны и примеры героического сопротивления – Брестская крепость и другие, но общей картины они не меняли. Только тогда, когда все увидели, что несёт с собой немецкий фашизм всему народу, все слои населения сплотились и победили.

Государственная власть несёт значительную долю ответственности за стабильность патриотических чувств населения. После падения «железного занавеса» из России уехали на чужбину более двух миллионов человек, в том числе 285 тыс. учёных. По опросам социологов каждый четвёртый молодой специалист готов последовать за ними. Создаётся впечатление, что сегодня власть в России считает государственные интересы первичными, приоритетными, а интересы населения вторичными. Большие средства тратятся на повышение международного рейтинга страны. Москва с 2005 по 2011 гг. простила странам Африки долг в 11,3 млрд. дол., а также по 10 млрд. дол. Ираку, Афганистану, Монголии, Сирии и 4,5 млрд. дол. Ливии. Простили долги Кубе и выдали новый кредит, а также подарок в несколько млн. дол. Президенту Венесуэлы Уго Чавесу − в 2010 году дали в кредит 2,2 млрд. дол. И обещали на 2012-2013 гг. еще 4 млрд. В 2009 Кыргыстану безвозмездно предоставили 150 млн. дол. и кредит на 300 млн. на 40 лет под смехотворные 0,75% годовых. Предстоят новые затраты на покупку союзников в ущерб российским налогоплательщикам. Это в русле советских традиций. В 1946 в разоренном СССР был неурожайным, люди в ряде регионов умирали от голода, но правительство послало эшелон с зерном в нейтральную тогда Австрию с целью привлечь её в ряды стран социалистического лагеря. Расходы на проведение престижного чемпионата мира по футболу также будут немалыми, не говоря уже о сверхдорогой сочинской олимпиаде.

Д. Медведев заявляет: «Мы построим сильное государство». В. Путин обещает обеспечить «глобальное лидерство России»[1]. А нам, рядовым гражданам, это надо? Опросы ВЦИОМ, проведённые ко Дню России в 2012г., показывают, что лишь 16% респондентов хотят видеть Р.Ф. мировой державой. Но так видят свой патриотический долг наши лидеры, «чтобы с нами считались». Они – государственники. Идеи государственного интереса над интересами общества и личности, необходимость жертвенности граждан ради величия страны пропагандировались с советских времён. «Жила бы страна родная и нету других забот» − пели в те времена. Отсюда необустроенность России, нехватка жилья и нормальных дорог, плохая экология, загрязнение рек, низкий уровень благосостояния большинства.

Когда в 1945г. наши солдаты освобождали Европу от фашизма, то были поражены комфортными условиями жизни европейцев. В 1990г. СССР тратил средств на здравоохранение в 20 раз меньше, чем в США1. сегодня РФ тратит на здравоохранение 5% ВВП, Германия – 11%, а в ближайшие годы эти расходы сократятся у нас ещё на 22%2, и едва ли не все медицинские услуги станут платными уже с 2013г. При этом РФ занимает 111 место по продолжительности жизни и 90% наших детей к окончанию школы имеют хронические заболевания2. Около трети призывников не годны к военной службе по состоянию здоровья.

Патриотизм – это не только политический, но и нравственный принцип. Безнравственно, совсем не патриотично со стороны власти не выделять достаточных средств на лечение тяжело больных детей и приходится идти «с шапкой по кругу» к сердобольным соотечественникам. Сокращается количество коек в больницах и сроки лечения больных.

Бесплатное образование сегодня есть во Франции (со времён указа, Наполеона), Австрии, Швеции, Финляндии, Дании, Чехии, Израиле, Индии, Саудовской Аравии, Кувейте и др. странах. В социалистическом Китае оно платное. В России высшее образование было бесплатным до сего года для 40% студентов, но Минобразование намерено сократить это число вдвое. Дети малообеспеченных родителей не смогут учиться в вузах. Студент вуза на свою стипендию может 7 раз сходить в кино, студент техникума 3 раза. Зарплаты российских профессоров ниже, чем в Нигерии и Эфиопии. Затраты на науку в 2011 году составили в России 1 млрд. дол., в США – 200 млрд.

Минимальный размер заработной платы в РФ ниже прожиточного уровня. Пенсии у нас в 5 раз меньше, чем в Швеции. Нарушена ст. 7 Конституции РФ, в которой сказано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Патриотизм – это чувство гордости за Отечество. Есть ли чем гордиться в современной России? Нужна иная социальная политика, ибо, по словам М. Жванецкого,   «как трудно ползти с высоко поднятой головой»!

[1] Газета «Известия». – 17.03.1990.

2 Газета «АиФ». — №38, 2012.